Ангел. Фрагмент композиции «Апокалипсис»
Фреска Троицкого собора Калязина монастыря. 1654
- Известковая штукатурка, смешанная техника. 116 × 62,5 × 5 Деревянная рама XX века
- ДРЖ-2675
Пост. в 1941 из Музея Академии архитектуры в Москве- Фреска Троицкого собора Калязина монастыря
-
Сведения о реставрации:
Реставраторы:: Безсолицин И. С., Богомолов А. И., Русакова Н. И. (2018)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Ангел представлен в рост, в три четверти вправо, облачен в латы и плащ. В правой руке он держит копье, в левой сферу. Ангел стоит на облаке на кончиках пальцев. Лик его созерцателен и одухотворен, длинные крылья, чуть изогнутые книзу, опущены. На ногах ангела мягкие сапожки, плащ завязан узлом на правом плече. Пропорции фигуры немного вытянутые, голова, руки и ноги необыкновенно изящного рисунка. В колорите преобладают кирпично-охристые тона. Резкие белильные оживки отсутствуют.
Известно, что Калязин монастырь был основан около 1459 года преподобным Макарием, в миру служилым человеком Матвеем Кожиным. Каменное строительство в нем осуществлялось ростовскими мастерами в 1520-е годы. В 1609 году знаменитый полководец Михаил Скопин-Шуйский сражался под его стенами с гетманом Яном Сапегой, но в 1610 году Калязинский монастырь был взят и разграблен поляками. Возродился он только в середине XVII века после посещения его царем Алексеем Михайловичем, который выделил деньги на восстановление обители. В 1654–1656 годах Троицкий собор был расписан фресками на библейские темы, работа была выполнена лучшими художниками Москвы и городов Поволжья. Над стенописью трудились 16 кормовых государевых живописцев под руководством Симеона Авраамова. В их числе были такие известные мастера, как Грузинцев, Гужин, Ильин, Федоров, Феофанов и др.
В 1937 году, в связи с планируемым частичным затоплением города Калязина при возведении Угличской плотины, все здания бывшего монастыря были проданы Калининским облисполкомом на снос Кимрокскому заводу для постройки из монастырского кирпича заводских помещений. По ходатайству Академии архитектуры СССР удалось сохранить на короткое время Троицкий собор и бытовой корпус XVI века.
Снятие фресок в Троицком соборе производилось в 1939–1940 годы в зимнее время в неимоверно тяжелых условиях. Спасением уникальных росписей XVII века занимался художник-реставратор Павел Иванович Юкин (1883/85–1945), который приступил к работе по снятию фрагментов в декабре 1939 года. В результате родился реставрационный метод «на мороз». Юкиным было снято 126 фрагментов живописи площадью 150 кв. м. Большая часть фресок находится в ГНИМА, 11 фрагментов были переданы в ГРМ, остальные — в Строгановское училище, Калязинский краеведческий музей, ГИМ, ЦМиАР.
М. В. Федосеева // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 140.