Коллекция онлайн

Введение во храм

Новгород (?). XIV век


Литературную основу сюжета иконы составляет рассказ Протоевангелия Иакова (Иак. 7,8) о посвящении трехлетней Марии на служение Господу. Являвшееся знаком благодарности за «разрешение неплодства» праведной Анны (Иак. 4), приведение будущей Богородицы в ветхозаветный храм обретало глубокое символическое значение, прообразуя начало служения Христа, посланного на землю ради Искупления падшего человечества. Сокровенный смысл события выражен в обращенных к Марии словах ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последнии дни сынам Израиля искупление» (Иак. 7). Эта мысль получала воплощение в системах росписей средневековых храмов (фрески церкви Спаса Преображения на Нередице, 1199), объединявших в единый цикл композиции «Введение во храм» и «Сретение» (о сюжете см. ДРЖ-2132).

Следуя за текстом литературного источника, икона из села Кривое иллюстрирует сцену передачи Марии родителями на попечение ветхозаветного первосвященника Захарии, исполненное высокого смысла пребывание будущей Богородицы на ступенях храмового алтаря, ее чудесное кормление из рук ангела. Уникальную особенность иконы составляет включение в композицию фигуры праведного Иосифа Обручника, по жребию принявшего из рук Захарии воспитанную в храме двенадцатилетнюю отроковицу Марию для соблюдения ее чистоты и непорочности (Иак. 9). Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 23.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, установленный в VIII веке в память о том, что родители Богородицы Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм. Дева Мария жила в храме (или при храме) до 12 (или до 14) лет — до своего обручения с праведным Иосифом Обручником. Событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифов и произведений гимнографического характера. В Православной церкви принадлежит к числу двунадесятых праздников. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Литература, публикации: Alpatov M., Brunov N. Geschichte der altrussischen Kunst. Augsburg. 1932. TextBd. S. 291-293, 367; TafelBd. Abb.; Ancient Russian Icons from XIIth to the XIXth Centuries. London, 1929. № 44; Catalogue of Russian Icons, lent by the American Russian Institute. Chicago. 1931. P. 9. N 44; Denkmaler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12.-18. Jahrhundert. Ausstellung. Berlin; Konigsberg, 1929. S. 15. № 38; Denkmaler Altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12.-18. Jahrhundert. Ausstellung. September-Oktober 1929. Wien, 1929.; III реставрационная выставка Центр. государственных реставрационных мастерских. Апрель-май 1927. Каталог. М., б. г. С. 17. № 17; Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l'enfance de la Vierge dans l'Empire byzantin et en Occident. V. 1. V. 2. Bruxelles, 1964. P. 50, 161-162; V. 2. P. 212; Wulff O., Alpatoff M. Denkmaller der Ikonenmalerei in kunst geschichtlicher Folge. Hellerau bei Dresden, 1925. S. 91-92, 207, 267. Abb. 35; Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. III. М., 1955. С. 129; Алпатов М. В. Икона "Сретение" из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. (К изучению художественного образа в древнерусской живописи) // ТОДРЛ. Т. XIV. Л., 1958. С. 562; Алпатов М. В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. С. 143; Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Т. I. М., 1967. С. 143; Вздорнов Г. И. Живопись // Очерки русской культуры XIII-XV веков. Духовная культура. Ч. 2. М., 1970. С. 302; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т. II. М., 1962. С. 221-222. Ил. 106 на с. 221; Живопись древнего Новгорода и его земель XII-XVII столетий. Каталог. Л., 1972. С. 12. Кат. 16. Ил. 10; Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. Т. II. М., 1954. С. 214. Ил. на с. 211; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 92. Табл. 85а; Лаурина В. К. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII - 70-х годов XIV века. Дис. на соис. уч. степени канд. иск. Л., 1954. С. 139, 141-142, 215, 229, 268; Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 165, 224. Ил. 107 на с. 166; Новгородская икона XII-XVII веков. Авт. вст. ст. и сост. В. К. Лаурина. В. А. Пушкарев. Л., 1983. С. 287. Ил. 39; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 22-23. Кат. 10. Ил. на с. 22; Смирнова Э. С. Древнерусская живопись Архангельской области // Памятники культуры Русского Севера. Тезисы докладов и сообщений к научной конференции в г. Архангельске. М., 1966. C. 22; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976. С. 86, 208-213. Кат. 17. Ил. на с. 87, 3; Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI веков. М., 1967. С. 37


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: