Царские врата с изображением Благовещения, Евхаристии и четырех евангелистов
Новгород, северная провинция. Начало XVI века
- Дерево, темпера. 161 х 39,5 х 2,7 (левая створка); 161 х 39 х 3 (правая створка)
- ДРЖ-2725 а, б
Пост. в 1933- Происходит из Михайло-Архангельского монастыря
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Царские врата, называвшиеся в Древней Руси еще Святыми или Райскими, помещались в центре иконостаса, отделяли алтарь – место совершения бескровной жертвы, или Евхаристии – от молящихся и имели важное сакральное значение при совершении литургии. На Царских вратах из Михайло-Архангельского монастыря кроме традиционно принятых изображений Благовещения и четырех евангелистов введена сложная по композиции сцена Причащения апостолов. Изображения размещены на створках врат в определенной, закрепленной каноном и иконописной традицией последовательности. В навершии врат представлена сцена Благовещения, связываемая с толкованием таинства воплощения. Ниже расположены две сцены Причащения апостолов („Евхаристия“), в которых присутствуют не шесть, как обычно, а двенадцать апостолов, направляющихся с двух сторон к дважды представленному Христу. В центре изображены киворий, престол и стоящий за ним Христос, раздающий подходящим к Нему апостолам хлеб и вино, символизирующие Его тело и кровь. В нижних четырех сценах изображены пишущие евангелисты: Иоанн Богослов с учеником Прохором, Лука со свитком, Марк и Матфей с книгами. Царские врата, по-видимому, были исполнены в одной из мастерских северных провинций Новгорода. Об этом свидетельствуют некоторая архаичность стиля, наивность письма, однотипность ликов, приземистость фигур святых, а также использование всего нескольких оттенков красок – красной, зеленой и голубой. Алевтина Мальцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 437.