Коллекция онлайн

Положение во гроб. Богоматерь и избранные святые

Новгород. Первая половина XVI века


Сложная трехчастная композиция иконы имеет аналогии в иконописи Новгорода XV и XVI вв. Центральное место в верхнем регистре иконы занимает изображение "Положения Христа во гроб" в иконографическом изводе "Оплакивание". У тела Христа, обвитого погребальными пеленами и возлежащего на гробном камне, собрались скорбящие и оплакивающие его любимый ученик Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные его последователи Иосиф Аримафейский и Никодим. Венчает композицию прославляемый ангелами массивный крест – знак и орудие спасительной жертвы Христа во имя человечества.

У гробного ложа не присутствует Богоматерь, хотя в подобных сценах она изображалась горестно прильнувшей к лику своего сына. Но она представлена рядом и отдельно, в левой части верхнего регистра иконы, смотрящей на жертвенное тело Христа. Изображение Богоматери в рост, держащей обеими руками перед грудью круглый медальон с изображением младенца Христа на фоне сияния-славы, восходит к древним почитаемым византийским образам, носившим эпитеты "Никопея", "Кириотисса" и "Неопалимая Купина". Эти образы прославляли Богоматерь как вместилище Бога, "телесный храм" Божественной Премудрости. Жест благословляющего двумя руками Христа ассоциируется с его Вознесением. Таким образом, программная композиция верхнего регистра иконы представляет главные вехи осуществления Божественного промысла – от его замышления до жертвоприношения Сына Божия за грехи человеческие и основания Храма истинной веры.

Почитание святых, представленных в нижнем регистре иконы, было широко распространено в древнем Новгороде. В то же время изображения мучеников связаны в единое целое с верхними сценами композиции – они являют зримое основание, на котором зиждется Церковь. Древняя византийская традиция соединяла изображения Илии и Богоматери, представленной именно в типе "Неопалимой Купины", ибо этот пророк проводил свою отшельническую жизнь недалеко от горы Синай, на вершине которой Богоматерь явилась Моисею в виде пылающего куста-купины. Крайней справа представлена мученица Параскева, являвшая собой образ Страстной Пятницы и крестной жертвы Христа. Первые русские святые Борис и Глеб почитались в Новгороде как покровители князей и землепашцев. На данной иконе высокие кресты в их руках подчеркивают мученический аспект их культа. Мученик Пантелеймон почитался как святой целитель. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 39.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: