Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре (Флор и Лавр)
Северные письма. Конец XVII века - около 1700
- Две доски , тыльная сторона тонирована, две врезные сквозные шпонки, без ковчега, паволока, левкас, темпера. 140,7 × 62,6 × 4 (спил в нижней части иконы справа — 24 × 10,5)
- ДРЖ-3268
Пост. в 1965 из экспедиции ГРМ- Происходит из Васильевской церкви в селе Моржегоры Виноградовского района Архангельской области
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта частично: Ярыгина И.В. (1965–1966) - Раскрыта полностью: Голубев С.И. (1973)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Почитание раннехристианских мучеников братьев Флора и Лавра пришло на Русь с Балкан, где они были известны как покровители лошадей и коневодов. Особую любовь святые получили в новгородских землях, а через них и на всем Русском Севере.
Иконописный сюжет «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре», возникший в XV веке, известен только в русской традиции. Несмотря на устойчивую композиционную схему, эти иконы имеют большую вариативность в деталях.
Образ из Васильевской церкви выделяется из иконографического ряда композиционным и колористическим решением. Прежде всего обращают на себя внимание нехарактерные для подобного сюжета пропорции иконного щита. Возможно, икона использовалась в качестве боковой двери иконостаса. Ее значительная высота предопределила появление свободного пространства в центре, заполненного несколькими рядами слабовыраженных горок с деревьями и визуально разделяющего икону на две части.
В верхней части представлен архистратиг Михаил, благословляющий стоящих по сторонам от него святых Флора и Лавра и вручающий им поводья оседланных коней. В нижней части, на фоне горок, изображены всадники — братья-пастухи Спевсипп (греч. «ускоряющий бег коня»), Елевсипп («гонящий коня») и Мелевсипп («ухаживающий за конем»), гонящие табун к водопою. Использование яркого контраста зеленых и красных одежд архангела и святых братьев усиливает насыщенную композицию верхнего яруса. Высокая ярко-красная стена за фигурами зрительно выталкивает их на передний план. Главный смысловой акцент ставится на предстательстве святых Флора и Лавра перед архистратигом Михаилом, защитником и покровителем рода человеческого.
Икона из Васильевской церкви является примером живописи переходного периода от XVII к XVIII веку, в котором типичные для традиционного северного иконописания черты соединяются с новыми тенденциями, пришедшими из главных русских художественных центров. Все доличное написано в традициях северного искусства, легко узнаваемого по условности в постановке фигур, общей декоративности и красочной выразительности. Вместе с тем личное письмо имеет плотную многослойную, почти эмалевую поверхность, еще не свойственную искусству Севера этого периода. Светотеневая моделировка ликов строится с помощью мягкого тонального перехода, следуя за ведущим направлением живописи нового времени с его стремлением передать естественный объем. Автора иконы отличают высокий уровень мастерства, уверенное владение рисунком и тонкое колористическое чутье.
Известно, что деревянная приходская церковь Святого Василия в селе Моржегоры, построенная в 1640 году, сгорела в 1700-м и в этом же году была отстроена заново. Возможно, данная икона была написана к освящению новой церкви.
И. А. Антропова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 172.
Раскрыта в 1965–1966 в ГРМ И. В. Ярыгиной (частично), в 1973 С. И. Голубевым (полностью)