Сошествие во ад
Начало XVII в.
- Дерево, левкас, темпера. 35,4 x 29,7
- ДРЖ-1038
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде- Происходит из Благовещенского собора г. Сольвычегодска
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
"Строгановская школа" означает одно из направлений в русской иконописи конца XVI -1-й четверти XVII в. Иконы так называемых "строгановских писем", отличаются малыми размерами, тонкой миниатюрной техникой и высоким мастерством письма. Само название "строгановские письма" обязано роду Строгановых, с которыми связаны возникновение и расцвет этого замечательного явления в русской иконописи.
Среди икон строгановской школы больше всего в собрании Русского музея икон, написанных мастером Михаилом. Годы его жизни неизвестны, а имя мы знаем только благодаря надписям на иконах. Во всех иконах встречаются темно-оливковые фоны одного тона, подчеркивающие сияние чистых и светлых красок и усиливающие драматизм изображаемых событий. (В иконах "Успение" и "Покров" фоны позолочены при позднейшей реставрации.) Первоначально они входили в один праздничный чин, впоследствии оказавшийся разъединенным. Это иконы "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Жены-мироносицы у гроба", "Сошествие во ад", "Покров", "Успение".
В стилистических приемах автор во многом традиционен. Фигуры на его иконах не имеют той легкости и хрупкости, которые отличают большинство произведений других строгановских мастеров. Несмотря на малые размеры икон, в них еще сохраняется воспоминание о монументальной форме, сказывающееся в укрупненности фигур по сравнению со всем пространством иконной плоскости, в их несколько утяжеленных пропорциях. Главный сюжет всегда занимает у Михаила центральное место на иконе. Вместе с тем ему, как и другим иконописцам-строгановцам, свойственно стремление показать последовательность событий, развернуть их во времени.
Сошествие во ад - одна из сцен, иллюстрирующих событие Воскресения Христова. Источниками иконографии послужили апокрифическое евангелие Никодима, богослужебные тексты, псалмы и пророчества Ветхого Завета, Послания апостола Петра, святоотеческие сочинения (в особенности „Слова о сошествии Иисуса Христа во ад" Епифания Кипрского и Евсевия Александрийского). В них рассказывается о том, как Христос после своей смерти сошел в преисподнюю, поверг Сатану, ценою жизни спас праведников, смыв своей кровью первородный грех Адама и Евы. О сошествии Христа во ад поется в акафистах Христу и Богоматери.
С 1822 г. находилась в федосеевском скиту Н. А. Папулина в г. Судиславле Костромской губернии; с 1847 г. - в собрании С. Г. Строганова.