Коллекция Государственного Русского музея

Воскрешение Лазаря

Византия. Конец XIV — начало XV века

  • Дерево, левкас, темпера. 53,5 х 44 х 4,5
  • ДРЖ-1407

  • Пост. в 1928 из ГМФ (ранее – собрание Г. Н. Гамон-Гамана, Петроград)

  • СВЕДЕНИЯ О РЕСТАВРАЦИИ
    Реставрация до поступления в РМ
  • Реставрационное исследование и повторное полное раскрытие: Голубев С.И. (1986-1990)

Изображен евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря из Вифании. Христос в сопровождении апостолов подходит ко гробу, где уже четыре дня покоится умерший Лазарь. К ногам Христа припадают Марфа и Мария, сестры умершего. По жесту протянутой вперед руки Христа, по его слову: "Лазарь, иди вон" — мертвец, окутанный погребальными пеленами, встает из гроба. Иконография Воскрешения Лазаря сложилась в Византии в VI-VII вв. Для иконописи палеологовского времени, к которому относится икона, характерны такие особенности композиции, как обилие персонажей (многочисленные группы иудеев, несколько отроков, разбирающих гроб Лазаря и развязывающих его пелены), развитые пейзажные кулисы с элементами архитектуры, многоплановость построения.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Авторская живопись находилась под слоем потемневшего копалового лака, реставрационной олифы и частичных прописей.

Комплекс проведенных мероприятий:

Произведено укрепление средника и полей, края утрат замастикованы. Раскрытие производилось под микроскопом микроскальпелем. Реставрационная олифа размягчалась туго отжатым компрессом с растворителем. Твердый авторский лак, во избежание воздействия на красочный слой растворителя, выравнивался всухую. В местах утрат оставлялись прописки – к примеру, на деревьях и горках. Золото фона позднее – авторское фрагментарной сохранности. При перезолотке сильно утрачены контуры горок, что значительно искажает первоначальный рисунок. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность притерта лаком.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 22.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: