Воскрешение Лазаря
Византия. Конец XIV — начало XV века
- Дерево, левкас, темпера. 53,5 × 44 × 4,5
- ДРЖ-1407
Пост. в 1928 из ГМФ (ранее – собрание Г. Н. Гамон-Гамана, Петроград)-
Сведения о реставрации:
Реставрация до поступления в РМ - Реставрационное исследование и повторное полное раскрытие: Голубев С.И. (1986–1990)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Изображен евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря из Вифании. Христос в сопровождении апостолов подходит ко гробу, где уже четыре дня покоится умерший Лазарь. К ногам Христа припадают Марфа и Мария, сестры умершего. По жесту протянутой вперед руки Христа, по Eго слову: «Лазарь, иди вон» — мертвец, окутанный погребальными пеленами, встает из гроба. Иконография Воскрешения Лазаря сложилась в Византии в VI-VII вв. Для иконописи палеологовского времени, к которому относится икона, характерны такие особенности композиции, как обилие персонажей (многочисленные группы иудеев, несколько отроков, разбирающих гроб Лазаря и развязывающих его пелены), развитые пейзажные кулисы с элементами архитектуры, многоплановость построения.
Состояние сохранности до реставрации:
Авторская живопись находилась под слоем потемневшего копалового лака, реставрационной олифы и частичных прописей.
Комплекс проведенных мероприятий:
Произведено укрепление средника и полей, края утрат замастикованы. Раскрытие производилось под микроскопом микроскальпелем. Реставрационная олифа размягчалась туго отжатым компрессом с растворителем. Твердый авторский лак, во избежание воздействия на красочный слой растворителя, выравнивался всухую. В местах утрат оставлялись прописки – к примеру, на деревьях и горках. Золото фона позднее – авторское фрагментарной сохранности. При перезолотке сильно утрачены контуры горок, что значительно искажает первоначальный рисунок. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность притерта лаком.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 22.