Коллекция онлайн

Рублев А.
и мастерская
ок. 1370 – ок. 1425

Крещение

Москва. Около 1408


Для этой иконы <происходит из иконостаса Успенского собора во Владимире> характерна плотность и укрупненность фигур, отчего они представляются выдвинутыми вперед. Силуэты двух ангелов первого плана кажутся приземистыми; плотные, довольно темные цвета одежд зрительно „утяжеляют“ фигуры. В особенности колористическое решение произведения, так отличающееся от „прозрачного“, „светящегося“ колорита других московских икон рублевской традиции, заставляет предполагать существование нерусского, возможно, греческого образца, на который ориентировался автор иконы из Успенского собора. Очевидно, что в работе над созданием такого большого комплекса, как соборный иконостас, сопряженной к тому же с работой над стенными росписями храма, принимали участие несколько художников, хотя летопись сообщает только о двух главных мастерах – Данииле и Андрее Рублеве. Поэтому некоторые различия в исполнении икон одного иконостаса не должны удивлять. Своеобразное художественное достоинство „Крещения“ очень высоко. Поражает насыщенность прекрасного синего цвета, который становится то глубокой густой синевой (Иордан, меховая милоть Предтечи), то высветляется до голубого (рыбы в водах реки – древний христианский символ), то в виде голубоватых рефлексов-высветлений ложится на темные одежды, то обозначает складки белой ткани, опоясывающей Христа. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С.  108.

В синих струях реки среди рыб изображены две маленькие обнаженные фигуры: одна, повернутая спиною, держит на плече опрокинутый кувшин, туловище второй как бы вырастает из двух рыб. Это — символы рек Иор и Дан — отзвук античной традиции изображения божеств местности. В этом обнаруживает себя огромная вековая традиция, на основе которой сложилось искусство Андрея Рублева.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: