Воскрешение Лазаря
Середина XV века
- Дерево, левкас, темпера. 103 × 79 × 3
- ДРЖ-2723
Пост. в 1940 из Кашинского краеведческого музея. Тверь- Происходит из праздничного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Это событие описано только в Евангелии от Иоанна.
„Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий. <…> Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет“. Ин. 11, 38–44 // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 145.
Представлен один из подробных вариантов композиции праздника. Слева изображен Иисус Христос, подходящий с апостолами к погребальной пещере в Вифании, справа – повитый пеленами Лазарь, восстающий из гроба. Центр композиции занимают припадающие к ногам Спасителя сестры Лазаря Марфа и Мария и большая группа иудеев – свидетелей совершенного Христом чуда. Лаконичный рассказ евангелиста, едва упоминающего о реакции присутствующих на происходящее (Ин. 11, 45–46), не помешал иконописцу передать эмоциональное состояние изображенных иудеев: недоумение одних, смятение перед чудом и, как следствие этого, – обращение к вере других, недоверие и затаенную злобу третьих. Совершенное незадолго перед входом Христа в Иерусалим чудо воскрешения четверодневного Лазаря трактовалось как прообраз Воскресения Христова. Именно этим обстоятельством объясняется включение сюжета в состав праздничного ряда иконостаса. Надежда Пивоварова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 156.
Представлено одно из чудес Господних: за шесть дней до Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он пришел в Вифанию и там чудесно воскресил своего умершего друга Лазаря. Литературной основой для данного сюжета послужил текст Евангелия от Иоанна. Чудо свершилось на глазах у столпившегося близ гробницы народа: "… и вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лице его было обвито платком… и многие из иудеев… видевших, что сотворил Христос, уверовали в него". Воскрешение Лазаря предваряет важнейшие события: сошествие Христа в ад, изведение из ада прародителей Адама и Евы и воскресение Христово.