Святой Димитрий Солунский
Псков. Вторая четверть XV века
- Дерево, левкас, темпера. 87,8 × 66,8 × 3,6
- ДРЖ-2729
Поступила в 1933 году через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932 годов- Обнаружена в церкви великомученицы Варвары во Пскове
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта в 1926–1927 годах в ЦГРМ
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Изображения Св. Димитрия Солунского — одного из наиболее чтимых византийских воинов-великомучеников, наряду со Св. Георгием, были широко распространены в искусстве византийского мира. Он жил в конце III — начале IV века, происходил из знатного патрицианского рода, был воином, а по некоторым источникам, проконсулом Салоник. Согласно древним мартириумам, пострадал за проповедь христианства при императоре Максимиане в римском городе Сирмиуме, на севере Балкан (память 26 октября). Начиная с VI века имя святого тесно связано с Салониками, где над его останками был возведен храм-санктуарий. На протяжении всего средневековья мартириум Св. Димитрия был одним из самых известных центров паломничества, поскольку мироточивые мощи святого и его чудотворные иконы были наделены большой исцеляющей силой. Димитрия считали небесным покровителем Солуни, мужественным защитником от нападения врагов, устрашавшихся лишь одного его имени, а вид грозного воина-всадника, появлявшегося в видениях и обходившего крепостные стены, внушал им ужас. Вместе с тем, начиная с XIV века, образ воина заметно эволюционирует: в нем подчеркивается не столько мужественная сила и защита, сколько мягкость и созерцательность, самопогруженность.
Аристократический облик Димитрия не типичен для псковского искусства. Но несмотря на свое образное своеобразие, икона является одним из самых значительных произведений этого художественного центра. С предыдущим экспрессивным периодом живописи древнего Пскова икону роднит определенная психологическая напряженность лика. Характерны для нее колорит, построенный на сочетании киновари, зелени и земляных красок, ассист на одеждах, манера исполнения личного письма, темный серо-оливковый санкирь и сильно разбеленное, лишенное подрумянки охрение. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 58.
Обнаружена в церкви великомученицы Варвары во Пскове; вывезена экспедицией ГЦХРМ в 1926 году. Раскрыта в 1926–1927 годах в ЦГРМ.