Рождество Христово
Вологда. 1701
- Дерево, доска, без ковчега, две врезные встречные шпонки, левкас, темпера. 119,9 × 88 × 3,3
- ДРЖ-1962
Пост. в 1939 из ГМФ
- Экспонирование Михайловский дворец, Зал 4 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Иван Григорьев Марков — представитель вологодской иконописи, сын Автономова Григория Агеева, у которого и учился иконописанию. Известен по переписной книге Вологды 1722 года, а также по надписям на иконах. Произведения его отличаются высоким уровнем исполнения, большим вниманием к жанровым деталям и переживаниям человека.
В основу иконы «Рожество Христово» лег текст Евангелия от Луки (2: 7–18) о рождении Христа в пещере неподалеку от Вифлеема, служившей во время непогоды укрытием для скота. Событие это сопровождалось ангельским пением. В центре иконы в колыбели на высоких резных ножках лежит запеленатый Христос в светло-зеленом ореоле на белом плате, конец которого в руках держит Дева Мария. По другую сторону от колыбели стоит Иосиф. Ниже изображен Ангел Господень в красных одеяниях, сообщающий пастухам, охранявшим ночью свои стада, благую весть. Подробная пояснительная надпись об этом дана на нижнем поле.
В верхней части иконы — поющие ангелы, у среднего и двух крайних в руках свитки с текстом: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2: 14). В средней части иконы продолжение сюжета — поклонение пастухов; один из них стоит за спиной Иосифа, двое других около Марии. Молодой пастух держит в руках рожок. Над их головами приведен текст Евангелия (Лк 2: 15−18).
Композиция иконы оригинальна, в основе образов прослеживаются бытовые сцены и подробности. Так, в пастырях угадываются русские крестьяне, лики их в некоторой степени портретны, а кафтаны и подпоясанные рубахи типичны для этого времени. Лещадки написаны схематично, но вместе с тем с удивительной живостью переданы белые стада овец и коз, пасущихся на холмистом поземе. Яркий, насыщенный колорит иконы, сочетание синих, красных, охряных одежд, светлых облаков и сияющих нимбов характерны для вологодского искусства конца XVII века. Подобная звучность красок придает иконе праздничное, мажорное настроение.
А. Е. Заикина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 173.
На поземе внизу справа надпись: «1701 го декабря во 18 д(е)нь написася сия с(вя)тая икона града Вологды иконописцем Иваном Григоревым сыном Марковым»
Вариантом иконографического извода является "Рождество Христово" из Григорево-Пельшевского монастыря (Кадниковский район, Вологодская область, ныне – ГРМ, ДРЖ-2764).