Коллекция Государственного Русского музея

Распятие

Поволжье. Конец XVII века


В конце XVII столетия орнамент активно вводился в стенописи ярославских церквей. Он использовался не только в арках и откосах окон, на подвесных пеленах и полотенцах, украшавших нижние части стен, но и покрывал одежды. В конце столетия декоративное начало возобладало и на иконах в праздничных рядах иконостасов. В этом убеждают три чиновые иконы из неизвестного храма: «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба Господня». При сохранении иконографических схем предшествующего времени в композициях видоизменен ландшафт: очертания горок геометризированы, на их отрогах вырастают деревца и кустики, а на переднем плане на равном расстоянии друг от друга пробивается сквозь землю молодая поросль.

На иконе «Распятие» вразрез с содержанием композиции у сотника Лонгина появляются расшитые цветами порты, напоминая о народных основах искусства городского посада.

Иконы отличаются великолепным рисунком. Колорит строится на тональных градациях, используются серебряные фоны и прием черневой росписи по серебру (латы и щит сотника Лонгина). Фигура сотника вызывает ассоциации с персонажами стенописи ярославской Ильинской церкви, а роспись его лат находит многочисленные параллели в живописи конца XVII столетия. В отличие от двух других икон, в композиции «Распятия» значительная роль отводится архитектурному фону, который воспринимается как реминисценция из голландских «кунштов».

Все три иконы поражают отточенностью живописных приемов. Лики с крупными правильными чертами индивидуальны; в работе над ними мастера используют мягкие темно-оливковые притенения — скобкообразные под нижней губой и овальные вокруг верхнего и нижнего век.

Мастерство поволжских изографов, удачно сочетавших навыки работы в монументальных формах на стене и умение реализовать себя в небольших станковых произведениях, способствовало их признанию не только на родине и в Москве, но и в исконных художественных центрах Северо-Запада и Центральной России. Не удивительно, что их имена можно встретить среди художников, расписывавших церковь Знамения Богородицы в Новгороде или собор Святой Софии в Вологде.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 138.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: