Вечерня
1825
- Холст, масло. 52,5 х 42,6
- Инв. 208
Пост. в 1871 от графа П. К. Ферзена, Санкт-Петербург- Государственная Третьяковская галерея
- Поделиться
Общество поощрения художников всячески старалось предостеречь Брюллова от увлечения жанровой живописью, направляя его к сюжетам евангельским и из античной мифологии. Однако молодой художник начал свое пребывание в Италии именно с работ в бытовом жанре — самом низшем в академической иерархии. Интерес к жанру легко объясним — новизна окружающего моментально заставила забыть все напутствия и предостережения. Брюллов был любопытен к жизни, и жизнь, так не походившая на прежнюю, не могла не захватить его. Все было другим: свет и воздух, город, жизненный ритм его улиц, люди, по-иному говорившие и одетые. Плащи капуцинов, длинные посохи пилигримов, пронзительные дудочки и волынки пифферари — важные акценты в чужой толпе. И, вероятно, яснее всего национальные, бытовые, культурные различия могли явиться художнику именно в различии религиозном. На ступенях церкви изображена коленопреклоненная группа: старик в белом плаще, женщина с ребенком, молодая итальянка с лукавым взглядом и мужчина в красочной полосатой форме швейцарской гвардии — охраны папы римского и Ватикана. На стене прикреплена табличка с адресом: «Via Kvirinal 1», которая может указывать только на церковь Сант Андреа аль Квиринале, барочную постройку работы знаменитого Бернини. Церковь посвящена святым Андрею Первозванному и Франциску Ксаверию, одному из основателей Ордена иезуитов. Бернини считал Сант Андреа аль Квиринале одним из лучших своих творений, а его сын Доменико вспоминал, как отец часами сидел внутри церкви, наслаждаясь выполненной работой. Владельцем картины был хороший знакомый Брюллова — П. К. Ферзен, обер-егермейстер, начальник Императорской охоты при Александре II. Н. Г. Преснова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 320.