Мать
1913
- Холст, масло. 102,5 х 134,6
- Государственная Третьяковская галерея
Образ матери, материнской любви в житейском его отображении в искусстве, соединяется в его [Петрова-Водкина]представлении с христианским символом материнства — образом Богородицы, свидетельствуя о единстве всего происходящего вокруг нас. Взору Петрова-Водкина открывается вечность в единичном явлении. Так лицо конкретной женщины-волжанки преображается в лик, чтобы соответствовать возвышенной идее образного решения произведений. Заметный с первого взгляда «иконописный» характер образов, созданных Петровым-Водкиным, в особенности в предреволюционный период творчества, далек от поверхностной стилизации. По словам Михаила Владимировича Алпатова, «…он понимал самую суть, он шел не от приема <…> а от какого-то взгляда на мир, на человека»*. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 10.
* ОР ГРМ, ф. 100, ед. хр. 323. Центральный дом литераторов. Москва. Стенограмма заседания, посвященного заслуженному деятелю искусств РСФСР, профессору Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину. 15 апреля 1965 года. С. 4.