Демон поверженный. Эскиз-вариант картины «Демон поверженный» (1902, ГТГ)
1902
- Фотоотпечаток, гуашь, тушь, бронзовая и серебряная краски, тушь, кисть, перо. 18 х 44,7
- инв. Р-4999
- Государственная Третьяковская галерея
Эскиз-вариант картины «Демон поверженный» (1902, ГТГ).
Фотография первоначального варианта картины, раскрашенная автором.
В начале ХХ века Врубель создал чрезвычайно важные для отечественного искусства три вершинных образа героев символизма — «Демон поверженный» (1902, ГТГ), «Пророк», «Шестикрылый Серафим». «Демон поверженный» — символ нечеловеческой гордыни и своего рода «бездны» одиночества, не менее мучительной, чем бездна адова, завершил волновавшую художника тему.
Февраль 1902 года положил отсчет новому периоду в жизни и творчестве Врубеля. Холст «Демон поверженный», став одним из высших достижений Врубеля-художника, повлек за собой начало его душевной болезни. Из оставшихся восьми лет жизни ему судьбой на творчество было отпущено четыре. Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 14.
Однако рубеж веков стал рубежом также и в творчестве Врубеля, к которому его вели как жизненные обстоятельства, так и неумолимая логика развития художественного дара. К этому времени относится возвращение к теме Демона. Он работает над картиной «Летящий демон», в эскизах 1901 года «нащупывает» композицию «Демона поверженного» (1902, ГТГ). В стремительных штрихах карандаша и прерывистых линиях пера чувствуются кипение мысли и напряжение руки, энергия, порыв — Aufschwung, то, что он особенно ценил в искусстве. Как мучительно шел Врубель к достижению предельной экспрессии, видно в изменении формата и самой позы Демона. Отвергая рутинные академические правила анатомии и перспективы, Врубель, как истинный художник века ХХ, творит по законам, «им самим над собою признанным». Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 23.