Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Демон поверженный

Эскиз-вариант картины «Демон поверженный» (1902, ГТГ). 1901 (?)


Однако рубеж веков стал рубежом также и в творчестве Врубеля, к которому его вели как жизненные обстоятельства, так и неумолимая логика развития художественного дара. К этому времени относится возвращение к теме Демона. Он работает над картиной «Летящий демон», в эскизах 1901 года «нащупывает» композицию «Демона поверженного» (1902, ГТГ). В стремительных штрихах карандаша и прерывистых линиях пера чувствуются кипение мысли и напряжение руки, энергия, порыв — Aufschwung, то, что он особенно ценил в искусстве. Как мучительно шел Врубель к достижению предельной экспрессии, видно в изменении формата и самой позы Демона. Отвергая рутинные академические правила анатомии и перспективы, Врубель, как истинный художник века ХХ, творит по законам, «им самим над собою признанным». Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: