Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

К ночи

1900


Врубель не мыслил пейзаж вне человека, населяя свои полотна изображениями не то людей, не то — мифологических существ. Многозначны и сложны по природе построенные на тонкой ассоциативной связи его картины «Утро», «Сирень», «Пан», «К ночи», где литературные и музыкальные реминисценции переплелись с ярко эмоциональным восприятием реальности, с претворением ставших элементом национальной памяти древних фольклорных образов. Свойственные работам мастера экспрессивное переживание состояний природы, ноты трагического одиночества, «тоска духа» делали их актуальными в атмосфере конца века.  / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 12.

Врубеля оценили „теурги“ — символисты второй волны и прежде всего Александр Блок, в котором современники усматривали наследника „рыцаря-монаха“ Владими-ра Соловьева. В пантеистических прозрениях живописца, в „Пане“ (1899), „Сирени“ и „К ночи“ (оба — 1900), поэт увидел родственные его Музе „луг с цветами и твердь со звездами — все проклятье своей красоты“… Владимир Леняшин. Врубель — «скорбь глубочайшего счастья» // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 5.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: