Прощание Царя морского с царевной Волховой
Рисунок по мотивам оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». 1898
- Бумага на картоне, гуашь, бронзовая краска, пастель, лак. 60 х 152
- инв. 11056
- Государственная Третьяковская галерея
В самом начале 1896 года состоялась встреча Врубеля с его будущей женой и музой — певицей Надеждой Забелой. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника. В московскую, безмятежную пору их жизни он претворился в акварелях «Морская царевна», «Прощание Царя Морского с Царевной Волховой», «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, «Примавера». Удивительно, но среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке, в современном костюме, в обычном интерьере. Во всех работах она запечатлена в ролях — Морской Царевны из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», Гретель или Маргариты из «Фауста» Ш. Гуно. Врубель словно живет в зачарованном мире фантазии, былины, сказки. И даже линии рисунка, движения кисти в этих акварелях приобретают напевную плавность. / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 23.