Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Суд Париса. Триптих

Минерва. Венера, Амур и Парис. Юнона. Декоративные панно, исполненные для лестницы в доме К. Г. и Е. Д. Дункеров в Москве. 1893


Минерва. Венера, Амур и Парис. Юнона. Декоративные панно, исполненные для лестницы в доме К. Г. и Е. Д. Дункеров в Москве.

Непонимание встретил мастер и в монументальной живописи. Первые работы —плафон и триптих „Суд Париса“ (1893, ГТГ) для дома Дункеров заказчики отвергли. Панно „Венеция (ГРМ) они тоже „забраковали“. Если триптих с его безмятежной гармонией написан под впечатлением искусства Ренессанса, то „Венеция“ воспринимается как интуитивистское „прозрение“ в саму эпоху Возрождения. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 16.

... широко образованный Врубель, прошедший «школу» Академии, был более свободным в выборе сюжетов, чем его молодые коллеги. Подобно Пьеру Пюви де Шаванну, Гансу фон Марэ, Морису Дени, он грезил о «золотом веке» — античности (триптих «Суд Париса»). / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 12.

 

О триптихе «Суд Париса» на сайте Третьяковской галереи «Лаврус»:

Екатерина Середнякова. 10 произведений Михаила Врубеля, которые нужно знать. Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021)

Триптих «Суд Париса» — первая крупная декоративная работа Михаила Врубеля, предназначенная для оформления интерьера. Панно в числе других работ заказал инженер Карл Дункер для особняка на Поварской улице в Москве.

Тема Ренессанса, предложенная заказчиком, своеобразно преломляется в интерпретации художника. Живописное решение панно навеяно колоритом позднего Тициана и композиционными мотивами фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» виллы Фарнезина. Работая над панно, Врубель находился в поиске приемов декоративной стилизации форм, отличающихся от академических. Античность предстает как призрачное мистическое видение, перекликающееся с античными мотивами второй части «Фауста» Гёте.

В основе идейного замысла — тема духовного выбора, сквозная для творчества художника. Образы богинь решены как символико-аллегорические олицетворения стихий: Юнона — воздуха, Венера — воды, Минерва — земли. Богини изображены в окружении хтонических существ, олицетворяющих души стихий. Юнона представлена на своеобразном троне из облаков и цветовой гаммой напоминает гаснущие краски вечерней зари. Несмотря на зыбкость очертаний, трактовкой форм фигура Юноны напоминает скульптуру Фидия с характерными мокрыми драпировками.

В правой части триптиха на фоне каменистого пейзажа представлена Минерва, воплощающая мудрость богов. У ног богини различимы ее атрибуты — золотой шлем и полустертое изображение совы.

В центральной части триптиха представлена Венера — победительница, возлежащая на перламутровой раковине, что подчеркивает ее связь с морской стихией. Парис во фригийском колпаке несколько иронически отодвинут вглубь идиллического пейзажа. На первый план выносится яблоко раздора — символ судьбы, которое торжествующе несет крошка Амур верхом на дельфине. Разрешение спора трех богинь становится не произвольным решением индивидуальной воли Париса, а высшим жребием богов. Отклоненный заказчиком триптих «Суд Париса» был приобретен меценатом Константином Арцыбушевым, другом и единомышленником Саввы Мамонтова. Лаврус. Екатерина Середнякова. 10 произведений Михаила Врубеля, которые нужно знать. Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: