Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Тамара в гробу «Как пери спящая мила, / Она в гробу своем лежала …»

Иллюстрация к поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова. 1890–1891


Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова для издания: Лермонтов М. Ю. Сочинения. Художественное издание «Товарищества И. Н. Кушнерева и Ко». М., 1891. Т. 1–2.

По предложению П. П. Кончаловского Врубель оформляет произведения М. Ю. Лермонтова для издания собрания сочинений поэта к пятидесятилетию со дня его смерти. Тяготея к романтической традиции, он сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 16.

В конце того же <1890> года Врубель принял участие в создании иллюстраций для издания собрания сочинений Михаила Лермонтова к пятидесятилетию со дня его смерти. Он сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах, в том числе — «Демон» и «Герой нашего времени». Исполненные тушью и белилами рисунки представляют собой станковые работы. Автор учел специфику книжной иллюстрации и роль листа, использовав выразительность черного и белого, мазков и штрихов, их ритма. Иллюстрации к «Демону» отражают не столько текст, сколько дух поэмы через собственные переживания художника. <...> Немногим истинным ценителям готовившееся издание было интересно, прежде всего, из-за иллюстраций Врубеля... Между тем судьба работ художника была драматичной — они не нашли понимания у большинства современников. Люди смеялись над рисунками и поносили их автора. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 9‑10.

В Киеве к Врубелю впервые пришла тема Демона, получившая впоследствии воплощение и в графике — рисунках для юбилейного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова в издании Петра Кончаловского (М., 1891), относящихся уже к московскому периоду биографии художника. Некоторая оперная вычурность мизансцен нисколько не уменьшает пластическую энергию этих листов, не укладывающихся в привычные рамки представлений об иллюстрации — они совсем не вписывались в плоскость книжной страницы. <...> Как и в эскизах Владимирского собора, Врубель «оживляет» каждый сантиметр этих иногда значительных по размеру работ, исполненных черной акварелью. Фигуры словно прорастают, проявляются из орнаментальных «вихрей» и в них же исчезают. Для глаза современного зрителя в акварелях к «Демону» есть что-то родственное «сделанным картинам» Павла Филонова, где «возникновению фигуративного образа предшествует продолжительная «беспредметная увертюра» на уровне элементарных форм» (Е. Ф. Ковтун). Вибрация фона, причудливые узоры ковров и тканей — словно предвестие поздних рисунков Врубеля, в которых узор пикейного одеяла или орнамент обоев могут стать самостоятельным, заслуживающим особого внимания мотивом.  / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 22.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: