Венеция. Старинный карнавал на Риальто
Эскиз декоративного панно, предназначавшегося для особняка К.Г. и Е.Д. Дункер в Москве. 1892–1893
- Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 36,4 х 19,3
- инв. 11512
- Государственная Третьяковская галерея
Эскиз декоративного панно, предназначавшегося для особняка К. Г. и Е. Д. Дункер в Москве.
Непонимание встретил мастер <Врубель> и в монументальной живописи. Первые работы — плафон и триптих „Суд Париса“ (1893, ГТГ) для дома Дункеров заказчики отвергли. Панно „Венеция“ (ГРМ) они тоже „забраковали“. Если триптих с его безмятежной гармонией написан под впечатлением искусства Ренессанса, то „Венеция“ воспринимается как интуитивистское „прозрение“ в саму эпоху Возрождения. „Царица морей“ залита ярким светом, превращающим мосты, простые дома и роскошные дворцы в феерическую декорацию для вечно длящегося в этом городе праздника жизни. „Случайная“ композиция сообщает динамизм сцене. Изображенное лишено фабулы. Художник „выхватывает“ фрагмент движущейся вдоль набережной толпы нарядно одетых людей, отчего случайные позы и жесты, выражения лиц, встретившиеся взгляды, сопоставления возрастов и темпераментов обретают волнующую загадочность и многозначительность. Картина выдержана в любимой „венецианцами“ гамме лилово-фиолетовых и золотистых тонов. Мазки-плоскости „гранят“ форму. Они нанесены на холст так, что между ними виден нетронутый краской грунт. Это создает эффект светоносности, усиливающий ощущение красоты, очарования таинственного сна от увиденной сцены прошлого. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 16.