Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Саранск)

Р. 1942, с. Лемдяйский Майдан, Мордовская АССР

Трудовой Саранск

1987


Пейзаж народного художника Республики Мордовия Виктора Петряшова показывает городской индустриальный ландшафт середины 1980-х годов. Живописец показывает не конкретно место, а собирает характерные приметы советского промышленного центра, каким Саранск являлся в конце прошлого века.

Пейзаж решен не традиционными силуэтами промышленных объектов, а как простор, заполненный объемами. В этой избыточности видится плотность искусственного мира, причем, количественные характеристики среды явно превышают качественные. При этом взгляд художника сверху создает ощущение бескрайности и громадного масштаба. Панорама состоит из трех сближенных планов, как бы увиденных с помощью телеобъектива. Два башенных крана и трубы задают ритм пространства. Передний план занимает плоская крыша только что выстроенного жилого здания. На ней как на сцене стоят пять рабочих-монтажников. На втором плане высятся типовые кирпичные дома – их достраивают, на перекрытиях лежат штабеля кирпича. Между девятиэтажными зданиями группа окруженных густой зеленью пятиэтажных домов, которые кажутся маленькими. Далее видные крыши заводских цехов. А за горизонт уходят микрорайоны, где также высятся башенные краны.

Индустриальный мир, демонстрирующий материальную базу коммунизма, заключен между его созидателями, тружениками, и широким небом, откуда на город пробиваются золотые лучи полуденного солнца. В эпоху позднего социализма в кардинальном преобразовании природы, земли и жизни виделась цель советского бытия. Произведение отражает громадные масштабы индустриального развития и редуцированное представление о гармонии, характеризующие последнее десятилетие советской власти.  


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: