Ярославский художественный музей

1900, Смоленск – 1983, Москва

В метро

1935


Как и прочих ОСТовцев, Лабаса привлекали новейшие достижения науки и техники. Среди мастеров, увлеченных темой прогресса, Александр Аркадьевич выделялся стремлением показать движение новых машин – паровозов, самолётов, дирижаблей, пренебрегая техническими подробностями, но фиксируя незабываемое первое впечатление от увиденной машины.

Когда в 1935 году вступила в строй линия Московского метрополитена, Александр Лабас стал одним из первых художников, запечатлевших бесконечно струящиеся вверх и вниз сквозь гигантскую трубу полосы эскалаторов... Несмотря на то, что на полотне «В метро» 1935 года фигуры горожан кажутся безликими, незначительными в соотношении с огромным пространством, в центре внимания именно человек. Перед зрителем открывается общее движение людей, отрекшихся от буржуазного индивидуализма в пользу великих свершений, таких, как новый рукотворный локус – «вторая Москва». В работе нет тесноты подземного пространства, напротив, она полна воздуха, ощущения свободного, нестесненного движения. Вестибюли станций на картинах мастера разных лет – это почти космическое пространство. Тонкость линий, прозрачность красок, наэлектризованность света – всё помогает художнику не просто продемонстрировать новое достижение, но запечатлеть острое радостное чувство: будущее наступает прямо сейчас!


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: