В память сражения при Березине
Лицевая и оборотная стороны. 1834-1837
- Бронза. d-65
- Мед.А-1364
Пост. в 1931 ГЭ
Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов выдающийся русский медальер Федор Толстой отразил в серии барельефов, которые позже были отчеканены в медалях.
Работа над барельефами растянулась на долгие 14 лет. В 1818 году, задолго до завершения работы, Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.
После завершения работ над барьельефами, в период с 1834 по 1837 гг., медальеры С.-Петербургского монетного двора А. А. Клепиков и А. П. Лялин вырезали по образцам Ф. Толстого штемпели для чеканки серии из двадцати медалей.
На аверсе всех медалей — портрет императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу. На щите изображена сцена битвы под Лейпцигом. Надпись над портретом — «Родомысл девятого на десять века». На реверсе медалей запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном.
Реверс: Русский воин, смотря на повсеместную окрест себя погибель и разрушение, уже не столько с воспламененным от гнева, сколько с сокрушенным от жалости сердцем восклицает: тако погибают враги Отечества моего!
Сражение на Березине (26-29 ноября 1812)
О серии медальонов
Федор Толстой обратился к этой теме по собственной инициативе. Он писал впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».
Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.
В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.