Туалетная коробочка
Серебряная палата Московского Кремля. Рубеж XVII–XVIII веков
- Серебро, золочение, скань, зернь, эмаль по скани. 5,4 × 5,9
- БК-2438
Пост. в 1917 из собрания М. П. Боткина-
Сведения о реставрации:
Реставраторы: Смирнов А. С., Красильников Д.В. (2010)
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Наиболее близкие чарочкам (БК-2440, БК-2442) и коробочке (БК-2438) изделия происходят из основного собрания Оружейной палаты Московского Кремля, в котором хранятся произведения придворных кремлевских мастерских. Значительная их часть принадлежала ранее к царскому имуществу. Такая драгоценная посуда передавалась по наследству, входила в состав личного «хоромного» имущества и «украшала поставцы отдельных членов царской семьи». Возможно, таково происхождение и предметов из коллекции М. П. Боткина.
Мастера Золотой и Серебряной палат Кремля, кроме крупных драгоценных сосудов, изготовляли и коробочки для белил и румян, использовавшиеся в женском обиходе (Постникова-Лосева, 1954. С. 174, 177). Эмаль по скани появилась на Руси в XVI веке, будучи заимствована из Западной Европы.
Все три предмета исполнены из листов серебра выколоткой, придавшей им форму, и украшены эмалью по сканому орнаменту. Поставленные на три шаровидные ножки, они отражают прием ювелиров Западной Европы. Характер орнамента и цвета эмалей свидетельствуют о принадлежности их единой ювелирной традиции. Это выпуклые белые эмалевые горошинки, имитирующие жемчуг, бордюры заполненных эмалью кружков, вплавленные в эмаль миниатюрные золоченые цветки и звездочки, завитки, а также эмалевые точки на лепестках и кружках.
К числу редких серебряных изделий, выполненных в этой технике, принадлежит и круглая туалетная коробочка. Ее растительно-цветочный орнамент, бордюры из горошин и кружков, глухие и прозрачные эмали связаны с чарочками едиными традициями декора. Но узор на коробочке еще пышнее. На ней почти не виден золоченый фон, бордюры из кружков, на чарках одноцветные, превратились в декоративные цепочки чередующихся черных и зеленых, белых и голубых кружков. Состав вплавленных в эмаль золоченых деталей, кроме известных по чарочкам, обогатился парными фигурками птиц, а колорит эмалей — лиловым цветом. Рисунок узоров на коробочке включает новые декоративные приемы: он более рельефен благодаря наложенным на стенки и крышку крупным завиткам толстой, объемной скани. На крышке появляется объемная цветочная розетка из сканых завитков и зерни. Все это новые черты в искусстве мастеров Серебряной палаты Московского Кремля, среди которых работал и жалованный мастер Лука Мымрин, творчество которого относится к концу XVII — началу XVIII века (Сокровища Третьяковской галереи, 2011. С. 8‒9. Ил. 10, 11). К этому этапу развития искусства московской эмали по скани принадлежит и коробочка Русского музея. С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 132-133.
Рест. в 2010 в ГРМ А. С. Смирновым и Д. В. Красильниковым.