Чарка
Москва. Вторая половина XVII века
- Серебро, золочение, скань, эмаль по скани. 2,5 × 9,1 × 6,9
- БК-2440
Пост. в 1917 из собрания М. П. Боткина-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Смирнов А. С. (2002–2003)
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Наиболее близкие чарочкам (БК-2440, БК-2442) и коробочке (БК-2438) изделия происходят из основного собрания Оружейной палаты Московского Кремля, в котором хранятся произведения придворных кремлевских мастерских. Значительная их часть принадлежала ранее к царскому имуществу. Такая драгоценная посуда передавалась по наследству, входила в состав личного «хоромного» имущества и «украшала поставцы отдельных членов царской семьи». Возможно, таково происхождение и предметов из коллекции М. П. Боткина.
Эмаль по скани появилась на Руси в XVI веке, будучи заимствована из Западной Европы. Две чарочки относятся к московским эмалям середины — второй половины XVII века, исключительно своеобразным, иногда негармоничным по цвету, но близким стремлению русских людей к декоративности.
Все три предмета исполнены из листов серебра выколоткой, придавшей им форму, и украшены эмалью по сканому орнаменту. Поставленные на три шаровидные ножки, они отражают прием ювелиров Западной Европы. Характер орнамента и цвета эмалей свидетельствуют о принадлежности их единой ювелирной традиции. Это выпуклые белые эмалевые горошинки, имитирующие жемчуг, бордюры заполненных эмалью кружков, вплавленные в эмаль миниатюрные золоченые цветки и звездочки, завитки, а также эмалевые точки на лепестках и кружках.
Особенно близки по декору чарочки. У них одинаковые ножки в виде сферы, обвитые тонкой сканой проволочкой, повторяется двойной контур венца чаши — в виде сканого кольца и крупной рельефной «веревочки» из сдвоенных перевитых сканых нитей. Обе чарки на мишени украшает многолепестковая розетка. Един и колорит эмалей ― глухих голубых и белых, черных и дополнительных желтых, прозрачных изумрудно-зеленых и лазоревых. Но перед нами работы разных по почерку и таланту мастеров. Особенным мастерством исполнения отличается чарочка с одной ручкой-пелюстью. Ее ювелир достиг замечательной гармонии в соотношении масштаба орнаментов и формы чарки. Сложную многолепестковую розетку на мишени, окружающие ее стилизованные лиственные пальметты и веточки с цветком отличают четкие формы, уверенные ровные контуры и динамичный рисунок словно колышущихся лепестков. Пелюсть сделана в виде короны (венца). Растительный узор сближает ее с чарками из Оружейной палаты Московского Кремля (см.: Мартынова, 2002. Кат. 272‒276). Перед нами явно серия изделий, исполненных в одной мастерской, а скорее, одним мастером.
Характерной чертой чарочек из ГРМ и собрания Оружейной палаты, сближающей их с работами других московских эмальеров второй половины XVII века, является единый колорит эмалей. Их цвета в первую очередь создают ощущение пышного яркого декора. Значительным богатством отличается и техническое многообразие эмалей. Нарядность повышают эмалевые точки на поверхности лепестков: желтые — на черной, зеленой и голубой эмали, черные — на голубой. Особенно декоративны эмалевые лепестки и цветки, украшенные вплавленными в эмаль серебряными позолоченными звездочками и лепестковыми пальметками, изогнутыми веточками и завитками. Все это образует сказочный узор, словно сверкающий драгоценными камнями на фоне золоченого серебра. Изогнутые тонкие лепестки, волнообразный контур пелюстей, мерцание разных цветов создают динамичный рисунок, отличный от тонкого и изысканного рисунка эмалевых узоров XVI столетия, но характерный для стиля барокко второй половины XVII века.
С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 132-133.
Рест. в 2002–2003 в ГРМ А. С. Смирновым.