Богоматерь. Спас на престоле. Иоанн Предтеча
Часть семифигурного деисуса. Дробницы. Мастерские Московского Кремля. Вторая половина XVII века
- Золото, эмаль с росписью по рельефу и резьбе на золоте. 8,4 × 5,5 (каждая)
- БК-3089, БК-3090, БК-3091
Пост. из Музея города, Ленинград
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Три золотые дробницы с изображением Спаса на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи являются частью семифигурного деисуса, в который входят также дробницы с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и апостолов Петра и Павла. На торцах дробниц гравированы сопроводительные надписи. Чеканные фигуры выполнены в высоком рельефе и покрыты расписной эмалью. Цвета одежд святых яркие, построенные на цветовом контрасте, фон белый, с разноцветным травчатым орнаментом в виде черных, голубых, нежно-зеленых и розовых завитков. Оборотная сторона киотцев покрыта контрэмалью. Высокохудожественное выполнение чеканки с тщательной проработкой мельчайших деталей, цветовая гамма эмалей и эмалевая роспись по высокому рельефу, а также мелкотравчатый рисунок фона свидетельствуют об их изготовлении в царских мастерских.
Подобные дробницы широко использовались при украшении предметов церковного обихода. Нашитые на митру или оплечье фелони в сочетании с жемчужной обнизью и драгоценными камнями, они создавали парадное облачение патриарха или митрополита. Также они могли стать частью убранства оклада, чаши потира или шитого лицевого покрова. Исполненные в более простых материалах и технике, дробницы накладывались на подвесные пелены к иконам в форме Голгофского креста в среднике или являлись украшением их полей.
Публикуются впервые. А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 103.