Стакан (стопа)
Москва. Вторая половина XVII века
- Серебро, ковка, гравировка, чернь, золочение. 19,2 × 12,6 × 9,4
- БК-3153
Пост. в 1939 из ГЭ
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Серебряные и золотые пиршественные сосуды являлись символами богатства и власти, служили княжескими, царскими и посольскими дарами и наградами. Выполненная из драгоценных материалов искусными мастерами-серебряниками светская утварь свидетельствует о высокой культуре быта русского дворянства.
К пиршественным светским сосудам относится серебряный стакан. Стакан — сосуд для питья конической расширяющейся кверху формы на низком поддоне. По тулову стакана, сплошь покрытому мелкотравным черневым узором, стелятся крупные цветы и листья. Изощренно изгибающиеся цветочные ветви переданы достаточно реалистично. Гравированный орнамент, состоящий из прямого стебля с отходящими от него листьями, обрамляет венец. По нижнему краю стакана идут два рельефных ободка. Золоченые изображения резаны двойной линией и сплошь «прорисованы» тонкой орнаментальной штриховкой. По тонкости и изысканности исполнения «резная роспись» стакана сопоставима с рисунком или с гравюрой. Мерцающая (применение различных по форме резцов), завораживающая поверхность сосуда располагает к долгому рассматриванию — любованию. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 35.
В XVII веке не ослабевает интерес к резьбе и черни, которые приобретают все более живописный характер. В 1660-е годы в Москву приезжают константинопольские ювелиры, открывшие здесь свою мастерскую. В ней прошли обучение некоторые русские мастера. С этого времени чернь получает новое направление в развитии. Примером ее использования могут служить два литургических комплекта из собрания Русского музея. Они были изготовлены по повелению царя Федора Алексеевича в 1678 и 1681 годах для теремных церквей Московского Кремля. В той же технике исполнена данная стопа, а также ставчик Федора Алексеевича (БК-3149), кружка (БК-3152) и четвертина (БК-3155), принадлежавшие царевичу Алексею Петровичу. Фон этих предметов сплошь покрыт рисунком из мельчайших черневых травок, поверх которых нанесен крупный пышный резной золоченый орнамент из разнообразных цветов и листьев.