Изразец представляет собой коробку без дна, стенки которой называются «румпа». За счет нее керамическая плитка закреплялась в кладке. Лицевая сторона («крышка коробки») украшалась рельефным изображением, получавшимся путем оттиска заготовки из сырой глины в деревянном ящике-матрице.
«Муравленым», то есть зеленого цвета, изразец становился благодаря прозрачной глазури на основе свинца с добавлением оксида меди, которой плитка с рельефным изображением покрывалась перед повторным обжигом. Для более равномерного, насыщенного оттенка под стекловидную поливу (глазурь) наносили слой жидкой светлой глины (ангоб).
Муравленые поливные изразцы в оформлении наружных стен древнерусских храмов в первой половине ― середине XVII века стали маркером эстетических воззрений общества и стилистических особенностей зодчества данной эпохи, выразившихся в любви к дроблению и измельчению архитектурных масс и расцвечиванию фасадов. Изразцы не только сообщали архитектуре праздничную красочность, но подчеркивали разнообразие, витальную энергию объемов и поверхностей здания. С нарастающим стремлением к полихромии в архитектуре более скромные однотонные муравленые изразцы со второй половины столетия уступают ведущую роль в оформлении фасадов и интерьеров храмов, жилых и общественных зданий изразцам с разноцветными эмалями.