Евангелие тетр, напрестольное
Москва. Печатный двор. 1627
- Бумага, ксилография, печать, тиснение, темпера, золото, доски, бархат, серебро, эмаль, драгоценные камни, жемчуг, ковка, чеканка, литье. 36 × 24 × 11
- БК-3072
Пост. в 1930 из ГЭ; ранее ― в церкви Благовещения лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Напрестольное Евангелие интересно в первую очередь своими художественными качествами. Четыре текста Евангелий предваряют гравюры с изображениями евангелистов, выполненные Кондратием Ивановым по рисункам Прокопия Чирина. Им же были гравированы заставки, рамки, обрамляющие лицевые гравюры, а также резана уставная крупная «азбука» для печати текста. Сохранившиеся документы Печатного двора свидетельствуют, что к расцвечиванию и золочению Евангелий этого года издания привлекался знаменщик Дмитрий Исаев. Со второй половины XVII века Евангелие 1627 года стало образцовым и ценимым в среде старообрядцев, которые неоднократно перепечатывали его в своих типографиях. Такое отношение объясняется иконографическими особенностями гравюр фронтисписов, на которых были помещены изображения евангелистов и их символов в следующем соотнесении: Иоанна со львом, а Марка с орлом, что было традиционным у старообрядцев.
Переплет кодекса обтянут вишневым бархатом. Верхнюю доску украшает золоченый серебряный оклад с чеканкой растительного орнамента, на котором в центре и на углах укреплены пять накладок с высокорельефными чеканными изображениями. Канфаренный фон элементов оклада смягчает блеск золочения. В среднике изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом на фоне иерусалимской стены, в наугольниках — изображения четырех евангелистов в интерьере за работой. Дополняют убранство оклада драгоценные камни в кастах и жемчужная обнизь. На нижней крышке размещены четыре небольших ажурных литых наугольника и такой же ажурно-литой круглый средник, выполняющие функцию невысоких ножек. Боковой золоченый, с тиснением срез страниц Евангелия скрепляется двумя полосками широкой тесьмы с литыми застежками. Тщательная проработка деталей на всех изображениях, а также богатство использованного материала свидетельствуют об изготовлении этого оклада в Серебряной палате Московского Кремля.
А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 59.
Бумага; ксилография, печать, тиснение, темпера, золото.
Переплет: доски, бархат.
Оклад — вторая четверть XVII века. Мастерские Московского Кремля. Серебро, эмаль, драгоценные камни, жемчуг; ковка, чеканка, литье.