Коллекция Государственного Русского музея

Голгофский крест

Пелена. Москва. Мастерская Анны Ильиничны Морозовой (Милославской). 1664


Большая пелена шита по золотистой парче с чешуйчатым орнаментом (средник) и зеленому атласу (поля). Весь средник занимает изображение Голгофского креста, собранное, подобно мозаике, из золотых дробниц, украшенных расписной эмалью, алмазами, изумрудами и рубинами. Драгоценные дробницы, или запоны, были очень популярны в московском искусстве середины — конца XVII века. Такие вставки использовались в уборе царской одежды, применялись в шитье, украшениях окладов икон и книг, которые вкладывались в кремлевские соборы и церкви от царского имени. Контуры креста обшиты двойной золотной веревочкой, между которой пущена плотная жемчужная обнизь. Изображение креста воспринимается как драгоценное включение реликвии в тканевую структуру. Полностью жемчугом шиты копие и трость, голова Адама, традиционные надписи.

Особое место в композиции занимают широкие поля зеленого атласа, на которых расположилась орнаментальная композиция. Вьющиеся жемчужные стебли задают основное направление узору. От них отходят цветы и перистые листья различных форм и размеров, заполненные крупным или мелким жемчугом. Характерная особенность декора пелены — объединение жемчужного и золотного шитья. Многие детали узора вышиты трунцалом — тонкой золотной проволочкой, свитой в спираль. Сочетание жемчужного шитья с более выпуклыми, шитыми трунцалом, орнаментальными группами, включение в общую композицию драгоценных камней, заполнение открытых участков мерцающими блестками— все это вместе создает удивительный, совершенный и в техническом, и в художественном отношении образ. На кайме под средником помещены две золотые полукруглые дробницы с прорезными краями, украшенные эмалями и драгоценными вставками.

Согласно вкладной надписи, большая пелена была вышита (или заказана) в царских мастерских боярыней Анной Ильиничной Морозовой, родной сестрой царицы Марии Ильиничны, в 1664 году и вложена в Чудов монастырь. Пелена является одним из высочайших образцов древнерусского орнаментального жемчужного шитья, которое достигло расцвета в середине XVII века. Ее исполнение непосредственно связано с царскими мастерскими, которые могли позволить себе столь драгоценное произведение.

О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 102.

Рест. в 1939 в ГРМ А. Н. Суворовой, повторно.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: