Лампада
Москва; середина XIX века, Санкт-Петербург (навершие). 1656
- Серебро, медный сплав, ковка, чеканка, литье, гравировка, золочение, серебрение. 28 х 29
- БК-3060
- Происходит из Преображенского собора Александро-Свирского монастыря
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
О государевом внимании к прославлению русских чудотворцев и богатому украшению их гробниц свидетельствуют целые комплексы драгоценных изделий и шитых покровов первой половины — середины столетия. Так, обретение мощей преподобного Александра Свирского в апреле 1641 года повлекло за собой создание в Троицком монастыре нового мемориального ансамбля: на месте деревянных Преображенской церкви и ее придела, освященного в честь святого, был поставлен новый каменный пятиглавый собор (1641–1644), а старую гробницу в декабре 1644 года сменила драгоценная серебряная рака с чеканным образом чудотворца (БК-2891), присланная царем Михаилом Федоровичем и Евдокией Лукьяновной вместе сшитым покровом на нее (ДРТ-263). В 1655 году надгробный комплекс был дополнен монументальной житийной иконой Александра Свирского (ДРЖ-2657), вложенной вместе с серебряной лампадой московским дьяком Богданом Силиным.
Надпись: «Лета 7164 (1656) го году марта въ 1 день дал сию лампаду в пустыню к Олександру Свирскому чюдотворцу в церков Преображения Господа Бога Спаса Нашего Исуса Христа перд образ местнои болшои Алексанра Свирского чюдотворца по обещанию своем и своих родителех и по себе дьяк Захареи прозвище Богдан Силин в вечныи поминок а из церкви тое илампады от чюдотворцова образа никому не отнимат а хте тое лампаду отоимет или покарыстуетца ею и тово во оном веце Богъ судит а дана с образом чюдотворца Александра въместе».
Реставрирована в ГРМ в 2018 А. С. Смирнов, Д. В. Красильщиков.