Коллекция Государственного Русского музея

Никола Можайский

Вологда (?). XVII век


Круг основных сюжетов и образов северной деревянной скульптуры сформировался еще в XVI веке. Это в первую очередь киотные резные иконы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, святой Екатерины и святого Георгия. В XVI–XVII веках на Севере повсеместно строились тябловые иконостасы. По традиции, киотная скульптура размещалась в местном ряду. В середине — второй половине XVII века в крупных городах Русского Севера возводятся высокие многоярусные иконостасы, в которых наряду с орнаментальной резьбой появляются деревянные рельефные изображения. Они помещаются на створках врат и сени.

С 1667 года обязательным становится резное распятие, венчающее общую композицию Царских врат. Именно в северных иконостасах возникают и первые отдельно стоящие группы фигур, в которых можно отметить влияние «живоподобия» барочной формы.

При этом в Холмогорах мастера продолжают создавать традиционные киотные иконы, не обращая внимания на новые тенденции. Киотная скульптура изымается из местных рядов иконостасов, перемещается на стены и в ризницы. В однотипных образах холмогорских резчиков проявились приемы, определяющие своеобразие местного искусства, особенно ощутимое в использовании поморских орнаментов.

Традиционно художественное решение двух вологодских деревянных резных икон конца XVII века, «Никола Можайский» и «Святой Георгий». Эти образы, имеющие «иконописный» характер, подкупают непосредственностью и выразительностью. По иконографическим, художественным и техническим признакам (роспись цветными лаками по серебру) памятникам Русского музея близок резной образ Николы из Вологодского музея конца XVII века.

Рест. в 2014 в ГРМ А. В. Кондратьевой.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: