Портрет Екатерины II
Иконографический тип П. Ротари. 1762
- Период Конец XVII – XVIII век
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Одно из первых «императорских» изображений Екатерины II, оконченное незадолго до коронации императрицы, выполнил крепостной художник графа Петра Шереметева Иван Аргунов. Зарекомендовавший себя талантливым портретистом, он получил заказ на создание парадного портрета для украшения зала Сената в Петербурге. Императрица, конечно, не позировала крепостному художнику, так как приближенные не хотели «беспокоить» государыню. Аргунов должен был писать ее «наизусть, с примечания в выходах». Это означало, что художнику необходимо было запоминать черты лица своей модели, увиденные на каком-нибудь придворном торжестве, и уж затем, по памяти, переносить их на холст.
Мастер представил Екатерину II в полный рост, со всеми необходимыми аксессуарами коронационного портрета: в парчовом платье, малой императорской короне и мантии, подбитой горностаевым мехом, с державой и скипетром, лежащими на бархатной подушке, с лентой, крестом и звездой с бриллиантами ордена Св. Андрея Первозванного. Завершенный уже к 30 августа 1762 года портрет представили императрице перед ее отъездом в Москву на коронационные торжества. Екатерина II одобрила, сказав что «работа и идея хороша, также и в лице сходство есть, а более нижняя часть лица похожа» и заметила, что она с удовольствием позировала бы художнику – «для чего де не сказали, мне де самой надобно сидеть». По распоряжению Екатерины II портрет был взят в Москву, где проходили торжества, связанные с коронацией.