Видение святого Антония
Вторая половина ХVIII века
- Картон, темпера. 75 х 94 х 1,7
- ДРЖ Б-458
Пост. от Тайновой в 1911 году-
Сведения о реставрации:
Богомолов А.И. (2008)
- Период XVIII век
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Картина, прибитая к подрамнику с лицевой стороны гвоздями, поступила в аварийном состоянии: картон сильно окислился и деформирован, с прорывом и многочисленными гвоздевыми проколами. Поврежденный подрамник не обеспечивал стабильной поддержки для основы произведения; внутренние края планок подрамника спровоцировали появление значительных изломов основы и грунта.
С лицевой стороны по всей поверхности наблюдался кракелюр грунта с приподнятыми краями; по периметру – многочисленные мелкие выкрошки и утраты красочного слоя. Потемневший и загрязненный лак сильно изменил колорит авторский живописи, фрагментарные записи искажали изображение.
Комплекс проведенных мероприятий:
В соответствии с решением реставрационного совета традиционная последовательность реставрационных работ была изменена. В первую очередь были удалены записи, утоньшен и выровнен достаточно толстый, покровный слой лака. После заклейки лицевой стороны двумя слоями микалентной бумаги картина демонтирована с подрамника.
Авторский картон представлял собой аморфную массу с крупными включениями тряпичных частиц, был сильно деформирован. Устранить деформацию оказалось возможным только с помощью утоньшения картона. Картон удалялся послойно; после удаления большей его части выявились неровности, образовавшиеся в процессе нанесения автором грунта, усиленные неровностями низкокачественного авторского картона. Остатки картона в неровностях грунта мешали дальнейшему укреплению и выравниванию грунта и укладке кракелюра в плоскости. Поэтому они были удалены.
Грунт и красочный слой укреплены с тыльной стороны осетровым клеем. Тыльная сторона укреплена двумя слоями японской бумаги Kozo-S. После удаления профилактической заклейки картина была дублирована на нейтральный тряпичный картон Werner, а затем закреплена на новом глухом подрамнике.
В места утрат грунта и красочного слоя подведен реставрационный грунт, выполнена регенерация лака. Утраты и потертости живописи восполнены. Потемневшие в цвете тонировки в правой верхней четверти, сделанные при предыдущей реставрации, откорректированы в цвете. Картина покрыта лаком.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 178-179.