Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте
1778
- Холст, масло. 98 x 89
- Ж-5378
Пост.: 1930 из Елагиноостровского дворца-музея (Ленинград); ранее (до 1826) – ИЭ
- Период Конец XVII – XVIII век
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Датский портретист Вигилиус Эриксен прибыл в российскую столицу в 1757 году, еще при Елизавете Петровне. Он остался здесь и после смерти императрицы, пережил недолгое правление Петра III и государственный переворот 28 июня 1762 года, в результате которого на престоле оказалась Екатерина II.
Именно Эриксен запечатлел тридцатитрехлетнюю Екатерину Алексеевну в день, когда императрица во главе двенадцатитысячного войска вышла из Петербурга в Ропшу, чтобы арестовать, в случае сопротивления, низвергнутого императора Петра III. Но до военных действий дело не дошло, так как Петр III, всеми оставленный, добровольно отрекся от престола.
Облаченная в мундир офицера лейб-гвардии Семеновского полка, с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного, молодая императрица изображена верхом на коне с победно поднятой в правой руке обнаженной шпагой. Слева художник изобразил вырезанную на стволе дерева надпись: «28 июня 1762». В этот день праздновалась память бессребреников Кира и Иоанна (княгиня Екатерина Дашкова назвала в честь этого дня свою дачу Кирьяново). На следующий день, 29 июня (12 июля по новому стилю, память Свв. апостолов Петра и Павла), когда Петр III собирался праздновать свои именины, он был низвергнут с престола. Много лет спустя императрица признавалась статс-секретарю Александру Храповицкому, что часто вспоминает этот день, в который решалась судьба российской короны и, может быть, ее жизни.
Картина интересна тем, что представляет собой «двойной портрет»: помимо императрицы на ней запечатлен Бриллиант – серый «в гречку» конь Екатерины II, облик которого передан со всей возможной достоверностью и живостью. Он гордо выгнул свою породистую шею и выразительно смотрит на зрителя умным блестящим глазом.
Произведение является уменьшенной авторской репликой с оригинала, написанного для аудиенц-зала в Большом дворце в Петергофе. Большой портрет, посвященный столь знаменательному событию, чрезвычайно импонировал императрице и, конечно, имел огромный успех у новой дворцовой свиты, пришедшей к власти. Эриксен неоднократно повторял данную композицию с незначительными вариациями фона как по заказу Екатерины II, так и по собственной инициативе. Портрет был гравирован (по плечи) Жаном-Батистом Фоссейе в 1788.