Коллекция Государственного Русского музея


Живописное панно

XVIII в


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Панно являются частью внутреннего декора «Цветника» зимнего сада Мраморного дворца – интерьера, созданного в 1848-50 гг архитектором А.П. Брюлловым. По архивным данным росписи были выполнены художниками Дадоновым и Вундерлихом. В 1937г. при реконструкции зала дворца для музея В.И.Ленина архитектором Н.Е. Лансере панно были им демонтированы со стен (о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне холстов) и долгое время хранились в семье его потомков.

Во время проведения работ по реконструкции зала в 2007г. панно были приобретены С.А. Боровским и подарены Русскому музею.

Так как панно долгое время лежали в сложенном виде живописью внутрь, возникло огромное количество разрушений: жестких изломов-смятостей основы и утрат красочного слоя по изломам. Тонкая клеевая живопись на всех панно пострадала в разной степени. Два панно: Ж-12168 и Ж-12170 – более светлые, произошло выцветание красочного слоя. На экспонате Ж-12167 красочный слой почти полностью осыпался из-за механических повреждений, видны лишь общие контуры изображения. Красочный слой панно Ж-12169 лучше сохранился в цвете, так как поверхность была скрыта плотными стойкими поверхностными загрязнениями. Тончайшая тканая основа панно сильно обветшала, по периметру были видны многочисленные гвоздевые проколы, мелкие прорывы по всей поверхности. На наиболее сильно пострадавшем панно Ж-12167 был утрачен нижний фрагмент основы (около 10 кв. дм).

Комплекс выполненных мероприятий:

Первоочередной задачей при реставрации было укрепление красочного слоя, восстановление ослабленной связи между красочным слоем, грунтом и основой, очистка поверхности от стойких загрязнений, придание стабильности обветшавшей тканевой основы.

Было принято решение совместить очистку лицевой стороны от поверхностных загрязнений с укреплением красочного слоя.

Проблемой дублирования стало то, что тонкие, пористые, практически лишенные проклеек холсты могли легко пропустить дублировочный клей на лицевую сторону, что крайне опасно, т.к клеевой красочный слой может необратимо измениться в цвете. Прорывы основы были заделаны, нижняя часть панно Ж-12167 дополнена до оригинального размера вставкой из предварительно тонко загрунтованного холста. После дублирования экспонаты были натянуты на облегченные подрамники.

Восполнение утрат красочного слоя выполнено акварельными красками с использованием гуашевых белил. Из-за разной степени сохранности и большого количества утрат, тонирование проводилось в условной манере одновременно на всех четырех панно с целью достижения экспозиционной целостности. По завершении реставрации панно были монтированы на исторические места в нишах пилонов «Цветника» Мраморного дворца.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 174-175.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: