Доминик Радзивилл, князь (1747 — около 1803) — младший сын великого кравчего (крайчего) литовского Мартина Николая Кароля Радзивилла (1705–1782) и его второй жены Марты Трембицкой (ум. 1812). В отличие от отца и братьев, никаких постов не занимал. Как младший сын не имел прав на майорат. Одет в подобие гусарского мундира, обильно украшенного золотой вышивкой, бантами; на шапке — эгрет из драгоценных камней, явно не предусмотренный униформой. На фоне — сцена битвы: гусар преследует всадников под знаменами с полумесяцем — возможно, эпизод битвы под Веной, в которой польско-австрийские войска разбили турецкую армию. Польские воины взяли как трофеи шатры султана (изображены на переднем плане). В 1764 королем Польши избран Станислав Понятовский. Вероятно, в этом году Доминик начинал военную карьеру.
Радзивиллы — одна из наиболее знатных и богатых фамилий Великого княжества Литовского. Среди них было много государственных и военных деятелей. В 1547 они получили княжеский титул Священной Римской империи. Слева вверху — герб рода: щит с тремя трубами на груди орла, увенчанного княжеской короной. Ветвь рода, к которой принадлежал Доминик Радзивилл, восходит к известному Николаю-Христофору «Сиротке» Радзивиллу (1549–1616), первому владельцу майората Несвиж, является младшей. По второму (1793) и третьему (1795) разделам Польши территории, на которых находились имения Радзивиллов, отошли к России. Род был включен в число дворянских родов Российской империи.
Автора портрета, видимо, нужно искать среди придворных художников Радзивиллов, возможно, Ксаверий Доминик Геский (старший) или Юзеф Ксаверий Геский (младший), работавшие в Несвиже. Портрет мог попасть к Шереметевым после Отечественной войны 1812 года. Радзивиллы участвовали в войне на стороне Наполеона. В 1813 на их имения был наложен секвестр, они поступили в управление государства. Большая часть коллекции живописи оказалась вывезенной в Петербург. В 1779 по описи в Несвижском замке числилось 989 картин, а по описи 1857 — 211 (Высоцкая. С. 125).
Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 36.