Коллекция онлайн

1815, Москва – 1852, Петербург

Портрет О. И. Демонкаль

1850-1852

  • Холст, масло. 22 x 16,5
  • Ж-4513

  • Пост. в 1912 от Н. П. Вернер (через Я. Н. Ждановича), Петербург


Демонкаль Ольга Ивановна (1840–1927) — дочь генерал-майора И. А. Демонкаля, внучка генерал-лейтенанта М. Г. Брайко, племянница первой жены П. В. Ждановича А. Г. Жданович (в девичестве Брайко). Была замужем за подполковником Н. Правольским.

Портретные работы кисти Федотова, на наш взгляд, могут и должны быть предметом специального, самостоятельного исследования. Отдельного восхищенного взгляда заслуживают детские портреты, почти сплошь созданные Федотовым около 1850 года. Более точная их датировка затруднена — и слава богу! Есть ощущение, что, создавая их, художник искал и находил возможности для незамутненного душевного отдохновения. Детские образы Федотова — квинтэссенция поэтического реализма, они хранят кристальную прозрачность и бесконечный лиризм. Этим своим настроем живописные сочинения Федотова на темы детства заметно отличаются от всего, что было создано в этом направлении до него, и, по существу, не знают аналогий в искусстве последующих периодов. В своих детских портретах мастер значительно более скупо, чем во «взрослых» и уж конечно в жанровых композициях, намечает интерьер: предметный мир окружения фиксируется двумя-тремя подробностями, достаточными, чтобы убедительно запечатлеть обстановку, отнюдь не исчерпывающую обстоятельства жизни (в отличие от традиционного портретного бытия «одеревеневшей» модели). «Обстоятельства» — это и легкий газовый шарфик на плечах Ольги Демонкаль (Ж-4513), прозрачностью сопоставимый с оттенками настроения девочки и такой же мимолетно-воздушный, как ее бесхитростные душевные переживания, извиняющие едва заметную ноту полувзрослого кокетства в подчеркнуто серьезном лице. <...> Тончайший и точнейший рисунок, прозрачная многослойность живописи — лучшие черты творческой манеры мастера — и еще некое «чуть-чуть» (талант и вдохновение!) создают и глубинность среды, и фактурное многообразие тканей платья и, главное, выражают характер и состояние, интересы и живые движения души… Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 15.

На обороте надпись: Ольга. На подрамнике надпись: Ольга Иван. Демонкаль кол. Н. П. Вернеръ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: