Савва Яковлевич Яковлев (Собакин) (1713—1784) — богатейший купец и промышленник, осташковский мещанин, пришедший в Петербург «с полтиною в кармане и родительским благословением». Однако, успешно занимаясь рыбной торговлей, приобрел четыре завода на Урале, полотняную мануфактуру в Ярославле. В 1758 назначен обер-директором над питейными сборами. С 1759 — коллежский асессор. В 1761 — пожалован потомственным дворянством. В Петербурге владел двумя большими участками земли. На средства С. Я. Яковлева в 1753—1756 воздвигнута церковь «Спас на Сенной» (арх. А. В. Квасов). Рядом с ней высилась сорокаметровая трехъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Существует предание, что при жизни Яковлева звонили в этот колокол лишь тогда, когда он дозволял, и будто бы язык колокола запирался на особый замок, ключ от которого он держал у себя.
М. Л. Колокольников писал портреты нескольких поколений семьи Яковлевых. Известны два погрудных портрета С. Я. Яковлева работы Колокольникова: в собрании ГЭ (в лиловом кафтане и камзоле, ЭРЖ-338) и в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (в голубом кафтане и камзоле, КП-73635). Скорее всего, как и портрет из собрания ГРМ, они могли быть написаны в 1760-е: во всех случаях фасон парика идентичен. Вопрос об авторстве М. Л. Колокольникова по отношению к портрету из ГРМ впервые был поставлен в 1979 году И.Г.Котельниковой и С.В.Римской-Корсаковой на основании сравнительного стилистического и технологического исследования ряда произведений художника (Котельникова. С. 79-94). В результате изучения авторство Колокольникова подтвердилось, и портрет из ГРМ был признан эталоном. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 88.
Дворцовое кресло, на котором сидит купец Яковлев, вероятно, имеет реальный прототип – для елизаветинского барокко типична центральная часть его спинки с возвышающимся пышным орнаментом. Юлия Демиденко, Лариса Обухова // Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII‒XX веков .СПб. 2021. С. 21.