Картина Михаила Щеточникова «Парадная лестница в Академии художеств» написана в девяностых годах восемнадцатого века. Запечатлена парадная лестница Академии художеств.
<…> Изображены живописные группы, поднимающиеся по лестнице, видимо, на выставку. Это стаффажные фигурки дам и кавалеров — высшее общество: лифы, фижмы, мундирные кафтаны...
А на площадке между двумя пологими и широкими лестничными маршами — маленькая собачка. Это левретка, ухоженная и причесанная! Она выступает в гордом одиночестве, как на сцене. Эта площадка как будто специально для нее — все остальные фигуры раздвинулись, уступили место, словно подойти не смеют. Отчего такая честь? <…> Так или иначе, собака, оказавшись на виду у всех, держит себя с достоинством, как будто понимает: ее дело не в том, чтобы развлекать или умилять зрителей. Ее роль, скорее архитектурная — стаффаж. Ее миниатюрность подчеркивает монументальность архитектурного антуража.
<…> Собака — не только предмет изображения, она и актор художественного процесса: готова пересечь (попросту — перебежать) жанровые и стилистические границы. Для всего этого нужна смелость. Мы обычно говорим о ней в связи радикальными экспериментами авангарда. Но смелость необходима и для малых шажков-подвижек. Как у скромного Щеточникова, решившегося, однако, на шаг, перейдя границы жанров,— интерьерного и анималистического. Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 9-10.
В Кат. 1980 датирована 1790-ми. По фасону костюмов и платьев может быть отнесена к первой половине десятилетия. Учитывая происхождение картины из музея Академии художеств, можно предположить, что М. Шотошников был удостоен звания художника в 1794 именно за эту работу. Изображен парадный, так называемый верхний вестибюль здания Академии художеств, ведущий в круглый зал, расположенный в центре анфилады парадных интерьеров, выходящих окнами на Неву. По всей вероятности, М. Шотошников изобразил посетителей академической выставки, которая в период царствования Екатерины II ежегодно открывалась в этом зале 28 июня. Живопись. Каталог. Т. 1. СПб. 1998. С. 177.