Спящий пастушок
Между 1823 и 1826
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж, Портрет
- Поделиться
Бытовой жанр, ведущий свое начало от Венецианова и доминирующий в русском искусстве второй половины XIX века, был представлен очень немногочисленными работами, отобранными согласно личным пристрастиям Дягилева.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Пейзажный фон представляет вид на реку Ворожбу из окон дома Венецианова в селе Сафонкове. Картина впервые была выставлена в 1826–1827 в Обществе поощрения художников.
Произведение обладает свойственной национальной школе сердечностью трактовки портрета крестьянского мальчика, далекой от этнографической документальности, очень конкретной и, вместе, поэтически приподнятой. Прием «отрыва» переднего плана от пейзажного фона позволяет почувствовать безграничную широту и глубину ландшафта. Тонкие светоцветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непресекаемого и бесконечно многообразного течения жизни. Наполненная тишиной и покоем, картина вводит нас в замкнутый повседневный деревенский мир с его узкими тропинками, по которым ходят односельчане, соседи, и где появление чужого человека представляется событием. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 163.