Портрет Н. А. Майкова
1821
- Холст, масло. 76,5 x 63,5
- Ж-5222
Пост. в 1924 из ОПХ, Ленинград-
Сведения о реставрации:
Третьякова М. Э. (2018)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
МАЙКОВ Николай Аполлонович (28.08.1794, Москва (?) – 23.08.1873, Санкт-Петербург) — художник-любитель. Живописец. Автор исторических картин и икон, портретист. Сын директора императорских театров А. А. Майкова. С 1801 воспитывался во 2-м кадетском корпусе; в 1811 выпущен подпоручиком армии. Был ранен в Бородинском сражении. В 1821 вышел в отставку в чине майора Гусарского принца Оранского полка. Систематического художественного образования не получил, живописью занимался самостоятельно. Жил в Москве, с 1834 – в Петербурге. Пользовался покровительством Николая I. В 1835 по распоряжению императора Совет ИАХ дал Майкову звание академика за запрестольный образ в церковь Св. Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Майков – автор многочисленных образов для церквей Санкт-Петербурга, Москвы и провинции, а также портретов и женских „головок“ и фигур.
С 1820 был женат на Евгении Петровне Гусятниковой (1803–1880). Их сыновья: Аполлон (поэт), Валериан (публицист), Владимир (журналист и издатель) и Леонид (историк литературы, академик). В 1840–1850-х дом Майкова в Петербурге был центром литературного кружка, в нем бывали И. А. Гончаров, Н.А. Некрасов, И. И. Панаев, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович и Ф. М. Достоевский. В литературе бытуют две даты рождения Н. А. Майкова – 1794 и 1796. Первая восходит к Сомову (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) и Кондакову (юбилейный справочник ИАХ), вторая – к Руммелю и Голубцову (Родословный сборник русских дворянских фамилий). Веские документальные доказательства в пользу 1794 как года рождения художника приводит Э. Г. Гайнцева (Николай Аполлонович Майков и его воспоминания (из круга общения И. А. Гончарова) // Русская литература. 1977. № 1. С. 123–149). Живопись первой половины XIX века. (К-Я) СПб. 2007. С. 59.
Состояние сохранности до реставрации:
Верхний и правый края портрета имели грубые деревянные надставки, изменяющие авторский размер и композицию. Мастика, заполняющая щель между надставкой и непосредственно картиной, лежала выше уровня живописи и растрескалась. Лаковая пленка сильно пожелтела и частично разложилась. По периметру проходила широкая полоса записи, выполненная в тон пожелтевшего лака. Исследования показали, что картина покрыта толстым слоем лаков. Это минимум два спирторастворимых слоя.
Люминесценция выявила разные оттенки свечения – зеленый и голубой. Также в УФ лучах четко определились границы поздней записи по периметру изображения; она сильно заходила на авторскую живопись.
Комплекс проведенных мероприятий:
При удалении деревянных надставок подрамник подвергся серьезному испытанию на прочность, так как кованые четырехгранные гвозди проходили насквозь (по верхнему краю 10 см). Для подклейки и стягивания струбцинами образовавшихся в подрамнике трещин, верхний край холста снимался с подрамника. Края картины очищены от выступающей старой мастики. После регенерации, выполнено утоньшение и выравнивание лака по всей поверхности, записи удалены. Места утрат после подведения реставрационного грунта тонированы. После реставрации картина приобрела первоначальный размер, соответствующий данным каталога при поступлении. Живописи возвращен авторский колорит.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 102.