Карагач. Главная квартира нижегородского драгунского полка
Конец 1841 — начало 1842 (?)
- Холст, масло. 61 × 85
- Ж-5485
Пост. в 1898 из Царскосельского Александровского дворца-
Сведения о реставрации:
Раскин В.Г. (1961 – 1987)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В основу картин легли многочисленные натурные зарисовки, которые Гагарин сделал, вероятно, в 1840, когда приехал на Кавказ. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 86.
1817–1864. Кавказская война
В 1817 году в Российской империи началась Кавказская война. Император Александр I хотел избавить свою страну от бесконечных набегов народов Кавказа. Несмотря на продолжительность — почти 50 лет — война закончилась успешно: Россия укрепилась на Кавказе, были усилены ее южные рубежи, славянские поселения были избавлены от горских набегов, появилась возможность влиять на ближневосточную политику. Но вместе с тем Россия приобрела сложный и неспокойный регион, который требовал усиленных ресурсов для поддержания порядка, а также дополнительных мер защиты в связи с интересами Турции в этой области. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 78.
Состояние сохранности до реставрации:
Вся поверхность картины была изломана жестким грунтовым кракелюром с приподнятыми краями. Тонкий перегоревший холст не мог удерживать кракелюр в плоскости. Это создавало угрозу осыпей и сколов по приподнятым краям растрескавшегося красочного слоя. Сложный рельеф поверхности, изломанной кракелюром, мешал восприятию изображения картины. Усадка и слабость холста провоцировали дальнейшее усиление кракелюра и изломов. Красочный слой по краям кракелюра утратил связь с грунтом и местами с основой, начал отслаиваться, что создало угрозу осыпей. В результате появились значительные утраты красочного слоя по краям.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации была решена сложная задача по укреплению красочного слоя и восстановлению его связи с грунтом и основой, выполнены мероприятия по укладке жестких приподнятых краев кракелюра в плоскость. Для того чтобы зафиксировать достигнутый результат, основа была усилена путем дублирования авторского холста на новый холст. Картина натянута на подрамник. В места утрат красочного слоя был подведен реставрационный грунт. В заключение выполнены реставрационные тонировки в границах утрат в соответствии с авторским цветом живописи.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 116.