Коллекция онлайн

29.08.1768, Санкт-Петербург (?) – 27.06.1802, там же

Собака у корзины с битой дичью

1776


В Кат. 1980 не датирована. Сравнение произведения А. Г. Добрякова с находящейся в Курском художественном музее им. А. А. Дейнеки почти аналогичной подписной картиной И. Курапова (1780?) дает некоторые основания считать обе работы натурными постановками, выполненными с разных точек зрения; т. е. картина вполне могла быть написана А. Г. Добряковым в период его учебы в ИАХ (не позднее 1788). Живопись. Каталог. Т. 1. СПб. 1998. С. 88.

 

В <Академии художеств> появился класс «живописи зверей и птиц»*, прообраз анималистического жанра. У его истоков стоял Иоганн Гроот. Отметим, что анималистика была — с особой, домашней интонацией. Это были не изображения редких зверей, обитателей дикой природы или, на худой конец, зоопарков. Нет, до второй половины ХIХ века, времени распространения фотопроцессов, это были домашние питомцы, прежде всего, конечно, собаки. Жанр как бы обладал расширенным значением — Ad futuram memoriam. Это подразумевало похожесть, миметичность — изображались конкретные собаки, полюбившиеся при дворе и в обиходе видных аристократических семейств. Соответственно, заказчик исходил из своего опыта общения: в одном портрете требовал отразить верность питомца, в другом — чувствительность и так далее.

Если выстроить галерею образов, созданных Карлом Фридрихом Кнаппе, Александром Добрековым, Александром Швабе, Артемием Обером и другими, то эта линия портретирования собак — домашних питомцев, на «память» окажется весьма существенной и продолжительной. Здесь есть еще один нюанс. Запечатлеваются те черты питомца, которые представляются главными заказчику, владельцу. Задачи более глубокого проникновения в мир собаки принадлежат, пожалуй, следующим поколениям русских художников. Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С.11.

 *Вероятно, в 1763 году.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: