Коллекция онлайн


Портрет митрополита Гавриила (Петрова) (1730-1801)

Вторая половина 1790-х

  • Холст, масло. 66 x 53
  • ЖБ-2016

  • Пост. в 1930-е из Александро-Невской лавры


Митрополит Гавриил Петров, в миру Петр Петрович Шапошников (1730–1801) — сын московского синодального иподьякона. Закончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1758 году принял постриг и был назначен ректором семинарии и наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1763 пожалован в епископы Тверской епархии. С 1769 — член Святейшего Синода. В том же году — архиепископ Петербургский. В 1775 — архиепископ Новгородский. С 1783 — митрополит, член Российской академии.

Выдающийся проповедник и духовный писатель. Екатерина II высоко ценила Гавриила. При Павле I он был сначала награжден, но затем впал в немилость: в 1799 году снял с себя управление Санкт-Петербургской епархией, оставшись лишь митрополитом Новгородским и Олонецким, и удалился в Новгород. В конце 1800 года Павел уволил его и от этих должностей. Гавриил просил позволения дожить свой век в Москве, в Симоновом монастыре, но ему было отказано. Умер в Новгороде. Похоронен в пределе новгородского Софийского собора. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 84.

Известно, что благодаря митрополиту Гавриилу были сохранены многие памятники древней письменности Новгорода; причастен он и к открытию фресковой живописи в древней церкви св. Георгия в Старой Ладоге в 1780 г. Член Императорской Академии наук и художеств, председательствовал, как «первенствующий член» на заседаниях при отсутствии директора Дашковой. При его участии и руководстве была начата работа по составлению Словаря Академии Российской.

Изображен в митрополичьем облачении с орденами Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Не исключено, что портрет был написан в связи с награждением его 9 ноября 1796 года (Гавриил был первым из духовных лиц кавалером этих орденов). Подобный портрет 1795 года (но без орденских знаков) хранится в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске. Портреты этого иконографического типа, но в белом клобуке были очень популярны в первой половине XIX века и не раз воспроизводились в гравюрах. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 84.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: