Коллекция Государственного Русского музея

1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург

Портрет Петра I

1722

  • Холст, масло. 69 x 55 (овал)
  • Ж-1

  • Пост. в 1925 из Гатчинского дворца-музея (ГМЗ "Гатчина"); ранее - Екатерининский дворец (Царское Село; собр. Э.-М.Фальконе; в 1866 помещен в Гатчинский дворец, куда поступил после возвращения в Россию по завещанию внучки Э.-М.Фальконе - баронессы Янкович)


Петр I Великий (Петр Алексеевич; 30 мая / 9 июня 1672, Москва − 28 января / 8 февраля 1725, Санкт-Петербург) − последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682) и первый император Всероссийский (с 1721). Был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича, но первым от второй жены, царицы Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной). Первый из русских царей в 1698 начал масштабные реформы Российского государства и общественного уклада. Царствовал с 27 апреля / 7 мая 1682 по 28 января / 8 февраля 1725.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.

Петр I (1672 – 1725) — младший сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В 1682 году, после смерти старшего брата Федора, наследовал вместе с братом Иваном царский престол. С 1689 года правил единодержавно. С 1721 года — первый российский император.

Изображен в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. В Кат. 1980 — Никитин И. Н. (?). Находился в Екатерининском дворце в Царском Селе. В 1773 Екатерина II передала его скульптору Э.-М. Фальконе для работы над памятником Петру I. Фальконе, уезжая в Гаагу, взял с собой портрет, который, после его смерти в Париже в 1791, перешел к его невестке Мари Анн Колло (имение Маримонт около Нанси, Франция), затем — к ее дочери баронессе Янкович. В 1866 по завещанию последней портрет был передан в Гатчинский дворец, откуда в 1925 перешел в ГРМ (Вейнберг 1971, с. 229—237). В Гатчинском дворце во второй половине XIX в. портрет приписывался Караваку(?) (Вейнберг 1971) или Никитину (Ровинский. Портреты, т. 4, стб 279), в Русском музее — Никитину. Н. М. Молева и Э. М. Белютин считали портрет безусловной работой Ивана Никитина и связывали его с записью об исполнении художником портрета Петра I в 1721 "на Котлине острову" (Молева, Белютин 1965, с. 45—47). А. Л. Вейнберг считала портрет работой Л. Каравака на основании живописной манеры и иконографического сходства типа Петра I с гравюрой П. Субейрана (1743) с оригинала Каравака (1723). Вейнберг предполагала, что это — тот портрет, который Каравак писал с Петра I в 1722 в Астрахани (Вейнберг 1971). С. В. Римская-Корсакова на основании технологического анализа также подтверждает авторство Л. Каравака.  


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: