Коллекция онлайн

1680-е, Москва (?) – не ранее 1742, (?)

Портрет царевны Натальи Алексеевны

Не позднее 1716 (?)

  • Холст, масло. 83 x 66
  • Ж-2

  • Пост. в 1925 из Гатчинского дворца-музея (ГМЗ "Гатчина")


Наталья Алексеевна (22 августа 1673 — 18 июня 1716) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. В 1698 году, после того как царица Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей. Позже в ее же доме Петр поселил Марту Скавронскую, где она получила в крещении имя Екатерины, а ее крестным отцом стал царевич Алексей. При дворе царевны Натальи жили две сестры А. Д. Меншикова. С 1708 жила в Петербурге. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.

Была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени, владела иностранными языками, содействовала основанию театра в России, сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем Дворе театральные спектакли.

Представленный портрет — один из наиболее ранних произведений в отечественном искусстве, написанных русскими художниками в европейской манере. Внешний облик героини — фасон платья, парик, манера держаться — говорит о стилистике Нового времени. В то же время в изобразительном языке портрета, созданного И. Н. Никитиным, «персонных дел мастером»,  любимцем  Петра I, еще ощущаются отголоски средневековой живописи: жестко переданы изгибы и складки ткани, присутствует плоскостность в трактовке фигуры, однако лицо героини написано объемно и выразительно. Наличие разновременных черт в живописи, двойственность в художественном решении закономерны на ранней стадии формирования светского искусства. Вероятно И. Н. Никитин (1680-е — не ранее 1742?) выполнил портрет до своего отъезда в Италию, куда он был послан Петром I в качестве пенсионера. Подобный портрет находится в Павловском дворце-музее, в ГТГ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: