Коллекция Государственного Русского музея

1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской

1773


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", — их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а  также выступали в балете. Е. Н. Хрущева (слева) и Е. Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона. 

Екатерина Николаевна Хрущева (1761—1811), в замужестве фон Ломан. Дочь премьер-майора Н. С. Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, по окончании которого была награждена фрейлинским шифром Екатерины II. 

Екатерина Николаевна Хованская (1762—1813) — княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Н. В. Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года — супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома.

На портрете задорный "пастушок" — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — "пастушки" Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

По известной истории своего бытования картина неоднократно подвергалась реставрации, как до передачи в Русский музей в 1917 году, так и ранее.  В 80-х годах XIX века она была переведена на новый холст, тогда же и далее – неоднократно проводилась живописная реставрация: делались тонировки, утоньшался и вновь наносился лаковый слой.

Причиной проведения современных реставрационных работ с данным произведением явилось прежде всего неудовлетворительное состояние живописной поверхности: заметно изменившийся характер и вид позднейших реставрационных и поновительских наслоений на авторской живописи: лаковые слои потемнели и пожелтели, реставрационные тонировки изменились в цвете и тоне. Кроме того, картина нуждалась в комплексе консервационных мер, так как усугубились изломы и кракелюр красочного слоя, обветшали кромки, на тыльной стороне холста вызывали опасение следы ранее существовавшей плесени.

Комплекс проведенных мероприятий:

После проведения комплекса необходимых технико-технологических исследований картины были выполнены консервационные мероприятия по укреплению красочного слоя, подведению реставрационных кромок, обработке тыльной стороны холста специальным составом от следов плесени. Произведение было заново натянуто на подрамник.

Живописная реставрация – расчистка живописи осуществлялась послойно. Сначала растворителем удалялись загрязнения и самый последний пожелтевший слой канифольного лака вместе с тонировками, лежащими поверх него.  Далее с особой осторожностью удалялись межслойные записи на изображениях одежд и лиц, вокруг авторской подписи, довыбирались с поверхности остатки потемневшего авторского лака. Работа с записями проводилась под бинокулярной лупой и местами под микроскопом, с контролем видимой люминесценции поверхности в УФ лучах.  По окончании расчисток утраты красочного слоя тонировались масляными красками. Реставрационные тонировки производились с учетом прозрачности или плотности авторской живописи, точно в пределах утрат.  Выполнены реконструктивные тонировки по утратам вокруг глаза Е.Н.Хрущовой с учетом анатомического построения и авторской манеры. По завершении поверхность живописи была покрыта защитным слоем даммарного лака методом напыления.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 85.

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 25:47

Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык:

Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: