Портрет Н. С. Борщевой
1776
- Холст, масло. 196,5 х 134,5
- Ж-4991
Пост. в 1917 из Петергофского дворца-
Сведения о реставрации:
Неоднократно реставрировался до поступления в РМ - Реставрация 1888-1890 годов, А.С.Сидоров (Эрмитаж)
- Полная реставрация: Минин А.В. (2008–2010)
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Борщева (Барщева) Наталья Семеновна (1758-1843) - дочь отставного фурьера С. И. Борщева. С 1764 по 1776 обучалась в Воспитательном обществе благородных девиц, которое окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. В 1776 стала фрейлиной великой княгини Марии Федоровны. Замужем первым браком за К. С. Мусиным-Пушкиным, вторым - за генерал-майором фон дер Ховеном.
Изображена в бальном платье, в котором танцевала на балу в Воспитательном обществе благородных девиц.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Состояние сохранности до реставрации:
Многочисленные записи авторского красочного слоя располагались по всей поверхности. Исследование видимой люминесценции живописи в УФ лучах выявило наличие тонировок разного времени, лежащих под разными лаковыми слоями, нанесенных в большей степени по «масляным разрывам».
Изображение платья со временем предстало практически полностью переписанным с применением уже других черных пигментов, чем у Д.Г. Левицкого. Левицкий использовал черный асфальт с примесью сажи в написании платья Борщовой. Такой глубины черный цвет не дает ни один из известных черных пигментов. Однако асфальтовая черная из-за колоссальной маслоемкости приводит к болезни, выражающейся именно в появлении и постоянном росте «масляных разрывов». Если представить сетку разрывов незатонированной, с просвечивающей рыжей имприматурой, то полностью изменятся цвет платья и характер изображенной ткани.
Портрет Н.С. Борщовой также, как и другие портреты «Смолянок» был переведен на новый холст в конце 19 века. По прошествии более 120 лет картина требовала комплексной консервации и проведения расчисток авторской живописи от многочисленных слоев изменившихся лаков и записей.
Комплекс проведенных мероприятий:
После проведения укрепления красочного слоя и дублирования кромок по периметру переводного холста картина была вновь натянута на подрамник. Регенерация лаков и красочного слоя позволила провести деликатное послойное удаление поздних лаковых слоев и записей. В процессе расчистки раскрылись авторские приемы написания складок платья, где на игре теплого и глубокого черного асфальта и приглушенной холодноватой сажи построены нюансы объемности и материальности. Масляные разрывы на изображении платья решено было затонировать, так как рыжая имприматура слишком сильно нарушала единство живописного образа. Черное платье «ожило» благодаря раскрытым из-под глухих записей складкам и тонкости изображенных автором «бархатистых» мягких полутонов. После удаления темного фильтра лаков благодаря проявившимся холодным тонам зазвучало пространство вокруг танцующей фигуры.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 87.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.